В дни Страстной недели Великого поста мы переживали трагические события последнего времени земной жизни Христа. Всем верующим христианам помогало ожидание Светлого Христова Воскресения.
Это сравнимо с ожиданием встречи с любимым человеком, когда все мысли направлены на него, когда в сердце всегда радость от веры, что встреча состоится. И солнце живёт в сердце.
Нет ничего сравнимого с той всеобъемлющей радостью, которой Господь даёт испытать в Пасху. С этой Радостью не страшно умереть.
Где наши радости человеческие?
Мы все стремимся к радости. А в чём они? Кто получает радость выпивая, осуждая всех. А для большинства людей радость приходит с гордостью, с ощущением превозношения, что приносит на самом деле разочарование и пустоту, ропот и недовольство. И душа от этой «радости» только страдает, потому что человек видит и чувствует, как некоторые люди получают настоящую радость в жизни.
А в какая же истинная радость жизни?
Радость должна быть вечной, бесконечной и всеобъемлющей. Такая, чтобы захотелось обнять разбойника, а не только того, у которого можно занять денег, получить новую должность или премию.
Мы, православные люди, должны жить так, чтобы через нас прославлялось имя Божье, независимо от того чем мы занимаемся шьём обувь, делаем мебель, готовим еду…, или наоборот от чего-то отказываемся и противостоим злу.
Господь Сам сказал, что на двух заповедях зиждется весь закон:
" …возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею… возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк.12:30-32).
Если нет в сердце любви к Богу, что тогда?
Её ничто не заменит. Жизнь только с Богом и Любовь только с Богом. Вся остальная любовь и радость повреждённая грехом.
Что рассказывают о христианах первых времен?
Поражало их отношение друг к другу. Язычники о них говорили: «Посмотрите на них, как они любят друг друга».
«Когда нам делают добро, — пишет святой Амвросий Медиоланский, — признательность требует помнить его. А когда делают зло, любовь побуждает забывать его».
Дела были вместо слов, потому что слова без дел не принесут никакой пользы, а дела и без слов могут оказать огромное влияние. Сейчас нет такого обычая как у первых христиан — умывать ноги.
Христос учил накануне добровольного предания Себя на Распятие. Он взял полотенце, препоясался и стал умывать ноги ученикам Своим. Этим Он учит нас:
Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин.13:14). Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф.20:26).
Господь показал нам образ служения каждого христианина
К сожалению, именно эту заповедь никто из нас не помнит, мы как-то скользим умом по поверхности этих святых слов, но надо помнить, что за Божественной трапезой это были последние слова Господа Своим ученикам. Поэтому всегда надо молиться, чтобы Господь даровал нам силы творить добрые дела. Чтобы не нам служили близкие , а мы служили им.
В древнем патерике рассказывается о старце, пришедшем к собрату сообщить, что завтра пойдут верблюды в город. С караваном он хотел отослать для продажи корзины, но ему не удалось закончить к ним ручки. Получалось, что только через месяц, когда пойдет следующий караван, старец сможет продать свои корзины, а пока останется без хлеба. Тогда его собрат-монах идет в свою келью, расплетает ручки от своих корзин и отдает их старцу со словами: «Возьми, они у меня лишние». Это означало, что он сам останется без куска хлеба.
А мы - большие эгоисты. Если делаем какое-то добро, то делаем все равно с расчетом на то, что люди его заметят, а если мнение людей нам не важно мы верим и знаем — Бог его точно заметит! В любом случае — делаем это дело, надеясь на награду, поэтому даже в добром деле присутствует корысть. Мы еще слишком далеки от того, чтобы творить добрые дела просто и бескорыстно.
Будем помнить, что самоотверженное служение ближнему- это отличительная черта христианина.
Кто хоть раз переступит через свой эгоизм и ощутит сокровище духовной радости от служения, уже не сможет от неё отказаться.
В жизнеописании преподобного Силуана Афонского рассказывается, что он слезы проливал о всякой твари. У него есть замечательная молитва: «Господи, да познают Тебя все народы, как Ты любишь нас».
Старцу преподобному Силуану Афонскому была открыта сущность и величина Любви Божией, преображающей человека. Ведь когда Господь касается сердца человеческого, тогда оно невероятным образом становится другим.
Господь даёт нам ощутить великую ни с чем не сравнимую радость духовную уже в земной жизни после особой молитвы, духовного подвига поста, после Причащения Тела и Крови Христовых. Тогда вместе с умилением, счастьем, любовью мы ощущаем благое расположение буквально ко всем.
Господь показывает нам, что если мы будем идти этим путём, то состояние настоящей Любви и Радости будет в нас всегда и здесь и в вечной жизни.
Помоги нам Господи, чтобы мы своё сердце созидали как Храм Божий, душу хранили как алтарь, очищали её от грехов частой, глубокой и подробной исповедью, чтобы наполняли душу причастием Тела и Крови Христовой! Тогда мы сможем с Любовью служить близким и освещать им путь к истинной Радости.
Не жалейте добрых слов. Если вам понравилась статья и была полезна, ставьте "лайк".
Священник Игорь Сильченков.