А вы знали, что первые образцы вазовского внедорожника напоминали автомобили для сафари, а в название модели есть акроним, по одной из версий. Об этих и других удивительных фактах в нашем материале.
Факт №1: У «Нивы» мог быть тентовый кузов
Внешний вид первых прототипов «Нивы» сильно отличался от финального варианта. В начале спартанский дизайн с плоскими панелями и брезентовой крышей рассматривали как основной, но разработчики пошли дальше и спроектировали вариант с узнаваемым цельнометаллическим кузовом. Так утилитарный вездеход с полным приводом стал еще и комфортным.
Факт №2: «Нива» была румынским ФИАТом
Но только для тех, кто хотел выведать секреты конструкторов. Всё, что касалось полноприводных Жигулей, держали в тайне. Для отвлечения внимания будущий ведущий дизайнер Нивы, а в начале 70-х молодой специалист Валерий Сёмушкин даже разработал камуфляжную эмблему в виде креста и надпись Formika (лат. муравей). Всем любопытствующим, говорили, что автомобиль с таким знаком либо самоделка, либо румынский ФИАТ.
Факт №3: «Нива» оказалась лучше «Роверов»
В 1974 в сравнительных заездах «Нива» соревновалась с отечественными прототипами АЗЛК, ИЖ-14, ЛуАЗ Волынь, УАЗ-469, а также заграничными автомобилями Лэнд Ровер и Рейндж Ровер. Модель ВАЗа была практически готовым, отработанным и полноценным внедорожником. Она показала настолько высокий уровень проходимости, что эксперты решили провести повторные испытания, но и они завершились победой «Нивы».
Какая судьба ждала образцы других заводов СССР? Грузопассажирские автомобили ЛуАЗы и УАЗ-469 пошли в серию и выпускались в течение многих лет. Разработки АЗЛК и внедорожник ИЖ-14 так и остались прототипами.
Факт №4: «Нива» — один из первых кроссоверов в мире
Модель совместила высокую проходимость с управляемостью и комфортом городского автомобиля. Несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза — все эти легковые атрибуты впервые применили на внедорожнике такого класса. Высокооборотный двигатель, как и постоянный полный привод тоже был нетипичным для вездеходов 70-х, что выгодно выделяло «Ниву» на фоне других моделей. Такие конструкторские решения не только делали возможным преодоление даже самых трудных участков, но и позволяли продлить ресурс деталей.
Факт №5: «Ниву» много тестировали
С самого начала к этой модели было повышенное внимание, ведь ее создание поддержал председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. В 1972 проект с цельнометаллическим кузовом пошел в проработку и уже через два года начались государственные испытания. Каждый тест помогал сделать «Ниву» прочнее, комфортнее, более проходимой, такой, какую мы ее знаем сегодня.
В феврале 1976 года завод изготовил опытно-промышленную партию из 50 автомобилей. Сначала их представили в Москве, а затем распределили по организациям в разные регионы страны. Эксплуатация в условиях бездорожья позволила собрать информацию по дефектам, которые не проявлялись в ходе стандартных испытаний, приблизить ее к реальным условиям и лучше подготовить вазовский внедорожник к выпуску.
Факт №6: «Нивы» пользовались популярностью за рубежом
Простота конструкции, неприхотливость и внедорожные характеристики сделали «Ниву» востребованной далеко за пределами союза. За 45 лет около 700 тыс. внедорожников отправилось на экспорт. Были времена, когда примерно 50 % «Нив» поставлялось за пределы СССР. Неудивительно, что она стала самой успешной экспортной моделью в истории АВТОВАЗа.
Французским автолюбителям знакома Niva Grande Large, она отличалась элегантными бамперами в цвет кузова, решеткой радиатора и имела литые диски. У канадской версии была другая светотехника — габариты над головной оптикой сделали оранжевыми, а задние указатели — красными. «Нивы» продавались даже в странах с левосторонним движением (в Японии, Англии и других), поэтому в восьмидесятых годах пришлось выпускать праворульную модификацию с люком в крыше.
Факт №7: У «Нивы» могло быть другое имя
В записях обсуждений есть такие варианты, как «Гейзер», «Вираж», «Гамма», «Роса», «Астра», «Валдай», «Алтай» и «Карелия». Тем не менее, название «Нива» фигурировало еще на ранних стадиях создания автомобиля и в итоге выбрали его. Есть две версии, как оно появилось.
Согласно основной, его предложил дизайнер Валерий Сёмушкин в 1974 году для заявки на регистрацию международного товарного знака. Не все поддержали вариант — оказалось, что имя уже использовался для отечественной модели комбайна. Но Сёмушкину удалось отстоять свою позицию. Главные аргументы были такие: «Нива» является кратким благозвучным словом русского языка с положительными ассоциациями; аналогичные по звучанию слова есть в английском, немецком, французском, испанском, японском, чешском, польском языках; созвучные «Ниве» слова в других языках обозначают самые мирные вещи: сад, поле, горизонт.
По альтернативной, более душевной версии, «Ниву» назвали в честь дочерей ее создателя Петра Прусова — Натальи и Ирины, и сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева — Вадима и Андрея. Уже в 1973 году один из первых внедорожников, представленный в Кремле, носил имя «Нива» — на борту автомобиля была соответствующая надпись крупным шрифтом.
В истории «Нивы» найдется еще много интересного и удивительного. В следующих статьях мы расскажем о невероятных рекордах, которые удалось поставить этой модели в разных точках земного шара.