Представьте себе скучного человека. Какие они? Если вы представляете себе кого-то, кто любит смотреть телевизор, не имеет чувства юмора и работает в сфере финансов, ваш стереотип скучного человека похож на те, которые описаны в недавнем исследовании в Бюллетене личности и социальной психологии. Но независимо от того, являются ли эти стереотипы точными или нет, исследователи, стоящие за бумагой, считают, что они могут иметь разрушительные социальные последствия: люди имеют низкое мнение о тех, у кого “скучные” черты, и будут стараться активно избегать их.
Исследователи начали с того, что попросили онлайн-участников записать “типичные черты” скучного человека, а также занятия и хобби, которые они связывали со скучностью. Затем они сгруппировали ответы по категориям: 45, относящиеся к личным характеристикам (например, “отсутствие чувства юмора”); 19, относящиеся к хобби (например, “коллекционирование”); и 28, относящиеся к профессиям (например, “банковское дело и финансы”).
Затем еще три группы участников оценили, насколько скучным кажется человек с каждой из этих характеристик, хобби или работы. Наиболее стереотипные черты скучных людей включали “неинтересные”, “скучные” и “без мнений”. Профессии, наиболее связанные со скучными людьми, включали “анализ данных”, “бухгалтерский учет” и “налоги/страхование”, в то время как хобби включали “сон”, “религию” и “просмотр телевизора”.
Затем исследователи обратились к восприятию и поведению людей с этими чертами. Участники читают виньетки о трех людях. Одному были даны характеристики, хобби и работа, которые все были оценены как стереотипные скучных людей в предыдущем эксперименте; у одного были черты, которые были оценены как наименее стереотипно скучные; и один был где-то посередине. (Ни один из этих вымышленных людей не был описан как скучный, поскольку исследователи интересовались восприятием людей с этими чертами, а не людей, явно помеченных как скучные).
Участники оценили, насколько компетентным (например, квалифицированным или трудолюбивым) и теплым (например, дружелюбным или заботливым) был каждый человек. И команда обнаружила, что те, у кого были очень и умеренно скучные черты, считались менее теплыми и менее компетентными, чем те, у кого были наименее скучные черты.
В следующем исследовании использовалась та же методология, за исключением того, что участники оценивали степень, в которой они избегали бы или проводили время с каждым человеком. Исследователи обнаружили, что участники хотели избегать человека с самыми скучными чертами значительно больше, чем человека с умеренно скучными чертами, которого, в свою очередь, избегали больше, чем человека с наименее скучными чертами.
В заключительном исследовании участники указали, сколько денег им нужно будет получить, чтобы провести определенный промежуток времени с каждым человеком, от одного до семи дней. Результаты показали, что чем больше у кого-то было скучных черт, тем больше денег участникам нужно было заплатить, чтобы провести с ними время. Это было верно независимо от продолжительности времени, которое они должны были провести вместе.
В целом, статья показывает, что люди, которые придерживаются стереотипно скучных черт, оцениваются негативно и активно избегаются. И хотя результаты могут показаться не такими уж удивительными, интересно увидеть официальное расследование того, что многие из нас, возможно, предполагали.
Стоит подчеркнуть, что работа не может сказать, точны ли эти стереотипы. Хотя мы можем думать, что бухгалтеры, которые любят спать, скучны, это не значит, что они есть. Поэтому было бы интересно узнать больше о том, откуда берутся эти стереотипы. Команда предполагает, что некоторые люди могут фактически использовать такие стереотипы, чтобы казаться более интересными или уникальными по сравнению — особенно если они чувствуют, что их оценивают как скучных.
Все эти исследования были проведены с участниками в США или Великобритании, и, вероятно, существуют культурные различия в том, кого мы воспринимаем как скучных, поэтому эти стереотипы не могут обобщаться более широко. Также ясно, что даже в рамках культуры восприятие людьми скучных людей различается. Некоторые люди в первом исследовании чувствовали, что скучные люди любят спорт и чтение, например, и что актеры и журналисты, как правило, скучны. Хотя другие участники не оценивали эти черты как особенно скучные, это показывает, насколько разнообразными могут быть взгляды людей. Будущая работа может рассмотреть индивидуальные различия в этих восприятиях.
Тем не менее, авторы отмечают, что независимо от того, кого мы считаем скучным, наше негативное восприятие их может быть похожим. И эти стереотипы могут привести к вреду, помещая людей, которых считают скучными, в риск одиночества и изоляции. “Вместо того, чтобы воспринимать их как совершение социального” преступления“, - пишут исследователи, - возможно, те, кого считают скучными, должны получить некоторое сочувствие и поддержку”.
Подпишись чтобы не пропустить новые статьи.