Найти тему
БелГУ Пегасий

Мясной фарш из стволовых клеток – как натуральный, только лучше

В недалёком будущем животноводческие фермы не смогут накормить всё население нашего Земного шара. Поэтому производство мяса в пробирке – это уже реальность. Правда, стоит этот продукт очень дорого. Белгородские студенты научились производить мясной фарш из стволовых клеток, который будет не только дешевле зарубежных разработок, но и позволит снизить количество экологических проблем в мире. Об этом говорим с основателем проекта «steMeat» Данилом Маклаковым.

Данил Маклаков
Данил Маклаков

– Данил, как ты пришёл к идее производства мясного продукта из стволовых клеток млекопитающих?

Я долгое время размышлял над проблемами, которые возникают при массовом производстве мясной продукции. Среди них – экологические, этические, к тому же мясо животных может стать причиной пищевых заболеваний людей. Почитав специализированную литературу и проанализировав потенциал стволовых клеток, я пришёл к выводу, что смогу вырастить клеточный фарш, а позже создать новое производство, которое не будет приносить вреда ни природе, ни человеку.

Хочу сказать, что разработкой инновационной технологии создания продуктов питания я занимаюсь с первого курса на базе научно-исследовательской лаборатории «Клеточные, репродуктивные вспомогательные и ДНК технологии» Белгородского государственного университета. Мой руководитель – кандидат биологических наук Сергей Викторович Надеждин. Первые наши наработки были представлены на ярмарке стартапов StartUp:Land – Agro&FoodTech в 2019 году. В 2020 году я стал победителем Всероссийского конкурса «УМНИК-НТИ». В прошлом году наш стартап выиграл ярмарку проектов «AgroTech Challenge», конкурс «AgroTech Innovation», а также стал участникам Международной выставки WorldFood в Москве.

-2

– Ты думаешь ваш продукт будет востребован?

– Уверен. Население планеты стремительно увеличивается, современное производство попросту не готово обеспечить мясом стольких людей. Вы знаете, что в настоящее время ежегодно на убой отправляют 283 миллиона коров и 271 миллион свиней? Этого не хватает, чтобы накормить всех. Кроме того, мясоперерабатывающие предприятия, выбрасывая твёрдые, жидкие и газообразные вещества, загрязняют воду, воздух, почву. Их производственные объекты занимают большие территории. Чтобы животные не болели, их пичкают антибиотиками, вместе с мясом их получает человек.

Мы же при производстве мясного фарша используем на 96% меньше воды, атмосферу не загрязняем, не занимаем огромные площади земельных участков. Мы вообще не используем антибиотики, поэтому исключаем глобальную проблему резистентности человеческого организма к ним.

Я часто провожу такую аналогию: раньше люди использовали в качестве транспорта лошадей и всё что они могли модернизировать – это упряжка и подковы. Затем они перешли на автомобили, где могут создавать все комплектующие для более комфортных модификаций. Получая клеточное мясо, мы можем контролировать и улучшать его состав: при необходимости добавить больше витаминов, жира, мышц. Более того, этот вид продукции сможет полностью исключить из жизни людей пищевые заболевания. И это очень важно.

Сейчас весь мир пытается выращивать клеточное мясо. И мы очень гордимся тем, что у нас нет прямых конкурентов: никто в мире не делает клеточный ФАРШ. Причём наша инновационная технология превосходит и непрямых конкурентов по количеству технических циклов, качеству, чистоте продукта и его стоимости. Например, в Сингапуре с 2021 года продают бургеры с котлетами из искусственного мяса за 27 долларов. Это очень высокая цена. У нас же себестоимость продукта составляет 7,6 долларов за килограмм.

Проточный цитометр, предназначенный для определения типа клеток
Проточный цитометр, предназначенный для определения типа клеток

– Стволовые клетки каких животных используете? Есть ли к ним особые требования?

– Модельным животным моего эксперимента была свинья, но в процессе мы поняли, что можем работать с абсолютно разными млекопитающими. Главное требование – клетки должны быть молодыми, с высоким потенциалом роста. Сейчас у нас есть индустриальный партнёр, который предоставляет нам биоматериал.

-4
Клеточный фарш в замороженном виде и размороженном виде
Клеточный фарш в замороженном виде и размороженном виде

– Как стволовые клетки превращаются в фарш? Это долгий процесс?

– Я бы не назвал его долгим, он занимает чуть больше двух недель. Сначала мы делаем биопсию животному: берём у него стволовые клетки и помещаем их в специальные флаконы. Затем достаём из флаконов и переносим клетки в биореактор. Там и происходит наращивание клеточной биомассы. За 17 дней первичная биомасса за счёт того, что у стволовой клетки есть большой потенциал роста, увеличивается в 400 раз. Условно говоря, если мы забираем 1 грамм клеток, то через 17 дней получаем 400 грамм готового продукта.

-6
Криобак, в котором хранится замороженный клеточный фарш
Криобак, в котором хранится замороженный клеточный фарш

– Будет ли твоя разработка альтернативой для вегетерианцев?

– Мы провели соответствующий опрос и выяснили, что вегетарианцы согласны есть это мясо потому, что животное, у которого взяли стволовые клетки, осталось живым и здоровым. Для веганов же наш продукт остаётся неприемлемым: они не употребляют никаких продуктов животного происхождения.

– Скоро ли увидим мясной фарш, изготовленный в лаборатории НИУ «БелГУ» на полках магазинов?

– Пока не могу назвать точную дату. Могу сказать, что стартап развивается быстрыми темпами и уже заинтересовал множество компаний, которые готовы стать индустриальными партнёрами. Например, недавно мы заключили договор с одной из торговых сетей. Компания помогает нам в развитии проекта, а когда дело дойдёт до масштабного производства, планирует реализовывать нашу продукцию у себя на полках. Кроме этой компании у нас есть и другие партнёры. Одним словом, наш постоянный поиск приносит свои плоды. А там, глядишь, и до промышленного производства недалеко.

-8

Дарья Черкасова

Еда
6,93 млн интересуются