В прошлой статье я закончил рассказывать про гоночную экспозицию «Музея Москвича» на ВДНХ.
Это была история про уникальный гоночный двигатель ГД-1, который так и не удалось доделать и испытать на гоночном автомобиле:
Теперь мы переходим к самому интересному залу музея. Это экспозиция опытных и концептуальных автомобилей завода. И начнём сегодня с «Москвича-С1».
А всё началось в 1970-х годах, когда всем стало понятно, что «Москвич-412» начал устаревать, а модернизация в виде «Москвича-2140» не особо спасала ситуацию.
Поэтому завод поставил себе задачу разработать принципиально новую модель, которая смогла продержаться хотя бы на протяжении десятилетия.
Так в 1974 году возник проект «Дельта», представлявший собой пластилиновый макет двухобъёмного автомобиля в натуральную величину, в профиль напоминавший Saab.
Уже к декабрю 1975 года февральский макет переродился в ходовой прототип, получивший название «Москвич-С1». Кажется, ни один новый советский автомобиль не рождался в столь сжатые сроки.
Интересно, что изначально планировалось, что «С1» будет пятидверным хэтчбеком, но в итоге руководство завода решило не делать большую поднимающуюся дверь багажника.
Причина довольно абсурдная по сегодняшним меркам: дескать, в зимнее время салон будет быстро охлаждаться, если открыть дверь багажника.
Первый макет «С1» был также сделан из пластилина. Он интересен тем, что на нём впервые появилась табличка «2141» — под этим индексом планировалось выпускать новый автомобиль.
А вот ходовой образец ярко-зелёного цвета (тот самый, что вы видите на фотографиях) получил сзади оригинальную табличку «Meridian-1700TS», чтобы ввести всех в заблуждение.
По этой же причине на передней решётке был не логотип АЗЛК, а стилизованная буква «M».
Этот прототип так торопились быстрее собрать, что использовали некоторые элементы от иномарок. Например, передние фары от Opel.
После первого прототипа, прозванного из-за ярко-зелёного цвета «Зелёным крокодилом» или «Крокодилом Геной», собрали еще два ходовых макета, но уже белого цвета.
Внешность «Москвича-С1» было сложно спутать с другим автомобилем. Дизайн получился стильным, современным и спортивным.
Особенно внимание привлекал выпуклый капот, утопленные ручки дверей, «рифлёные» задние фонари и небольшой пластиковый спойлер на кромке багажника.
Интересно также смотрелись центральные стойки кузова, расположенные на внешней части кузова, а не прикрытые дверьми, как это обычно бывает.
Необычно выглядели и другие детали: вентиляционные отверстия в широких задних стойках кузова, непривычно расположенный лючок бензобака и пластиковые бамперы спереди и сзади.
Довольно революционным получился и салон автомобиля. Широкая выступающая передняя панель была разделена на квадратные секции, внутри которых скрывались круглые приборы.
Приборы, кстати, на спортивный манер были окаймлены хромом. Неплохо выглядел двухспицевый руль, а про задний диван, в который хочется плюхнуться, я вообще молчу.
А как вам оформление задней полки, которое включало стильные наплывы, являющиеся продолжением подголовников?
Под капотом находился модернизированный карбюраторный мотор М-412, объемом 1,7 литра и мощностью 85 л. с.
Он имел усовершенствованную головку блока цилиндров и перенесённый коленчатого вала на распределительный трамблёр.
Двигатель объединялся с механической пятиступенчатой коробкой передач и передавал крутящий момент на задние колёса.
А знаете от какого автомобиля у «С1» была задняя подвеска? От BMW E12! Неожиданно. Спереди же впервые в практике отечественного автомобилестроения применили стойки McPherson.
К сожалению, проект «Меридиан» от Министерства автомобильной промышленности одобрения не получил и превратился в музейный экспонат.
Заводу оказалось проще модифицировать французскую «Симку» и освоить её выпуск, чем доводить до ума машины собственной разработки.
Так что «Москвич-2141» получился достаточно унылым, совсем не таким как ранний «С1».