Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Таким мог бы стать «Москвич-2141»: четырёхдверное купе с задней подвеской от BMW

В прошлой статье я закончил рассказывать про гоночную экспозицию «Музея Москвича» на ВДНХ.

Это была история про уникальный гоночный двигатель ГД-1, который так и не удалось доделать и испытать на гоночном автомобиле:

Теперь мы переходим к самому интересному залу музея. Это экспозиция опытных и концептуальных автомобилей завода. И начнём сегодня с «Москвича-С1».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

А всё началось в 1970-х годах, когда всем стало понятно, что «Москвич-412» начал устаревать, а модернизация в виде «Москвича-2140» не особо спасала ситуацию.

Поэтому завод поставил себе задачу разработать принципиально новую модель, которая смогла продержаться хотя бы на протяжении десятилетия.

Так в 1974 году возник проект «Дельта», представлявший собой пластилиновый макет двухобъёмного автомобиля в натуральную величину, в профиль напоминавший Saab.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Уже к декабрю 1975 года февральский макет переродился в ходовой прототип, получивший название «Москвич-С1». Кажется, ни один новый советский автомобиль не рождался в столь сжатые сроки.

Интересно, что изначально планировалось, что «С1» будет пятидверным хэтчбеком, но в итоге руководство завода решило не делать большую поднимающуюся дверь багажника.

Причина довольно абсурдная по сегодняшним меркам: дескать, в зимнее время салон будет быстро охлаждаться, если открыть дверь багажника.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Первый макет «С1» был также сделан из пластилина. Он интересен тем, что на нём впервые появилась табличка «2141» — под этим индексом планировалось выпускать новый автомобиль.

А вот ходовой образец ярко-зелёного цвета (тот самый, что вы видите на фотографиях) получил сзади оригинальную табличку «Meridian-1700TS», чтобы ввести всех в заблуждение.

По этой же причине на передней решётке был не логотип АЗЛК, а стилизованная буква «M».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Этот прототип так торопились быстрее собрать, что использовали некоторые элементы от иномарок. Например, передние фары от Opel.

После первого прототипа, прозванного из-за ярко-зелёного цвета «Зелёным крокодилом» или «Крокодилом Геной», собрали еще два ходовых макета, но уже белого цвета.

Внешность «Москвича-С1» было сложно спутать с другим автомобилем. Дизайн получился стильным, современным и спортивным.

Особенно внимание привлекал выпуклый капот, утопленные ручки дверей, «рифлёные» задние фонари и небольшой пластиковый спойлер на кромке багажника.

Интересно также смотрелись центральные стойки кузова, расположенные на внешней части кузова, а не прикрытые дверьми, как это обычно бывает.

Необычно выглядели и другие детали: вентиляционные отверстия в широких задних стойках кузова, непривычно расположенный лючок бензобака и пластиковые бамперы спереди и сзади.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Довольно революционным получился и салон автомобиля. Широкая выступающая передняя панель была разделена на квадратные секции, внутри которых скрывались круглые приборы.

Приборы, кстати, на спортивный манер были окаймлены хромом. Неплохо выглядел двухспицевый руль, а про задний диван, в который хочется плюхнуться, я вообще молчу.

А как вам оформление задней полки, которое включало стильные наплывы, являющиеся продолжением подголовников?

Под капотом находился модернизированный карбюраторный мотор М-412, объемом 1,7 литра и мощностью 85 л. с.

Он имел усовершенствованную головку блока цилиндров и перенесённый коленчатого вала на распределительный трамблёр.

Двигатель объединялся с механической пятиступенчатой коробкой передач и передавал крутящий момент на задние колёса.

А знаете от какого автомобиля у «С1» была задняя подвеска? От BMW E12! Неожиданно. Спереди же впервые в практике отечественного автомобилестроения применили стойки McPherson.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

К сожалению, проект «Меридиан» от Министерства автомобильной промышленности одобрения не получил и превратился в музейный экспонат.

Заводу оказалось проще модифицировать французскую «Симку» и освоить её выпуск, чем доводить до ума машины собственной разработки.

Так что «Москвич-2141» получился достаточно унылым, совсем не таким как ранний «С1».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Авто
5,66 млн интересуются