Некоторые предполагают, что этот запрет связан с большой любовью к животным. Типа, давайте хотя бы 250 дней в году (а именно столько приблизительно постный дней в году) не будем убивать животных. И вроде это выглядит гуманно. Но дело совсем не в этом.
Пища животного происхождения, включая и молочные продукты, достаточно сытная и вкусная. Святые отцы, которые действительно, по настоящему постились, говорили, что такая пища утучняет тело, а «сытое брюхо к молитве глухо».
Мы так же порабощены чревоугодием, как алкоголики и наркоманы. Конечно, данное пристрастие не антисоциальное, но оно так же обладает человеком. Вы порабощены своим желудком, а время поста — это время переоценки ценностей. Апостол Лука писал:
Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
Мы живем, чтобы есть, а не едим, чтобы жить. Пост нужен для того, чтобы научиться воздержанию и самоконтролю. Пост превращается просто в диету, если нет молитвы.
Молитва и пост — это два весла, ведущие в Царство Божье.
Дело не только в качестве еды, но и в ее количестве, и конечно не каждый способен на подобное. Пост не должен быть обременительным. Иногда бывает так, что если в семье появляется постник, все остальные становятся мучениками. Не каждый способен понять это и воспринять, а мы не имеем права вынуждать поститься своих членов семьи.
В книге пророка Исайи есть цитата:
Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом. Когда увидишь нагого, одень его. И от единокровного твоего не укрывайся.
Если вы правильно поститесь, а не замещаете продукты животного происхождения еще более дорогостоящими продуктами (кальмары, устрицы, осьминоги и даже икра), то у вас должны оставаться свободные средства, которые можно жертвовать. Это одна из целей поста: есть чуть-чуть меньше, чтобы другой мог позволить себе чуть-чуть больше. Если бы суть поста была бы только в запрете на продукты животного происхождения, то святыми были бы коровы.