Найти в Дзене
AvtoNikola

Советские грузовики с двумя двигателями, которые работали параллельно

В 30 годах прошлого столетия В Советском Союзе стояла одна весомая проблема – это мощность двигателя внутреннего сгорания. На тот момент автомобильная промышленность не имела возможности создавать двигатели большого объема, а значит и с лошадиными силами была большая проблема.

Артиллерия остро нуждалась в тягачах, да и большая часть гусеничной техники не могла ездить на малолитражных двигателях. Очень интересный выход из сложившейся ситуации нашли на заводе ЗИС. Она не только предложили, но и воплотили в жизнь идею установки 2 двигателей, работающих в паре.

Причем идея была далеко не новой. Еще в 1933 году такая попытка была осуществлена заводом НАТИ. Ими был разработан и собран ЯК НАТИ2М, в котором стояли два ДВС от ЗИС-5, работающих параллельно. Такой вариант компоновки двигателей давал колоссальную мощность для того времени (146 лошадиных сил).

В то время не существовало коробок передач, которые могли переварить такой момент. Поэтому в кабине были установлены 2 коробки, отдельно для каждого двигателя. Но все переключения были синхронные, для этого была разработана специальная система синхрозирования. А все манипуляции водитель осуществлял единственной рукоятью.

-2

Но в 1934 году в ходе практических испытаний машина полностью провалила все тесты. Система с двумя моторами была крайне сырой и работала ужасно, а надежность вообще вызывала море вопросов. В серию машина не пошла, но идея осталась.

-3

Вторая мировая заставила вернуться к этой идее. Ведь проблема артиллерийских тягачей возникла вновь и стояла очень остро. Поэтому уже в 1943 году был создан ЗИС АТ-8, который имел 8 тонн грузоподъемности и полугусеничный ход. В него установили 2 двигателя на 77 лошадей каждый, а для экономии сборки гусеницы поставили от танка Т-70.

-4

Но этого показалось мало и в этом же году на свет появился ЗИС АТ-14, который легко буксировал орудия весом до 14 тонн. В нем уже устанавливались моторы по 92 лошади каждый.

Обе машину успешно справились с заводскими испытаниями. Но в полевых условиях данные автомобили ремонтировать было невозможно, а это было одно из главных условий.