Найти тему

ЗИС-21. Грузовик которой ездил на дровах

В автомобильном музее "Ретро гараж" в Уфе можно увидеть грузовик которой ездил на дровах - ЗИС-21 с газогенератором.

ЗИС-21 это модифицированный советский грузовик грузоподъемностью 3 тонныЗИС-5.

ЗИС-5 по массовости выпуска был вторым грузовиком в 1930-1940-х годов. Во время ВОВ – один из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Производился на автомобильном заводе имени Сталина с 1933 по 1948 год.

-2

ЗИС-21 отличался от ЗИС-5 в первую очередь установленным на нем газогенератором типа НАТИ Г-14. Газогенераторная установка изготавливалась на московском заводе «Комета» и на Челябинском кузнечно-прессовом заводе им. Сталина.

Полная масса установки — 440 кг, высота бункера — 1360 мм, диаметр — 502 мм. Вес топлива в бункере — 80 кг.

1- газогенератор, 2- смеситель, 3 - электровентилятор, 4 - тонкий очиститель, 5 - очиститель-охладитель
1- газогенератор, 2- смеситель, 3 - электровентилятор, 4 - тонкий очиститель, 5 - очиститель-охладитель

Принцип действия

В верхнюю часть газогенератора бункер, загружалось подготовленное топливо, (мелкие древесные чурки, щепа, мелкий уголь, шишка). Под бункером располагался топливник, где происходило сгорание топлива. По мере  сгорания под действием его  собственного веса осуществлялась подача нового топлива.

В топливнике происходило образование окиси углерода при просасывании воздуха через горящее топливо. Это просасывание, принудительная тяга, обеспечивалась либо за счёт разрежения в цилиндрах работающего двигателя, либо при подготовке генератора к работе и запуску мотора – электровентилятором.

-4

Ниже топливника, как и в обычной печке, помещался зольник для отходов сгорания, который каждые 70-100 км. пути нужно было чистить.

При выходе из генератора, газ имел температуру, 110-140 градусов, поэтому проходил через секции радиатора, не только снижая температуру, но и очищаясь там же от тяжёлых механических примесей.

-5

В смесителе, выполнявшем обязанности карбюратора, готовилась газо-воздушная смесь, которая  и  поступала в цилиндры.

Двигатель на автомобили устанавливался 6-цилиндровый, рядный, объемом мощность 73 л. с. двигатель На газе мощность падала до 50 л.с., Максимальная скорость на бензине была 60 км/ч, на газе — 48 км/ч. Одной зарядки бункера хватало на 60-100 км пробега в зависимости от типа древесины.

-6

ЗИС_21 выпускался с 1938 по 1946 годы, всего было произведено 15 445 единиц.

-7

Автомобили с газогенераторами в СССР применялись в основном для освоения отдаленных районов Сибири и Севера, представлявших собой районы с огромными запасами бесплатной древесины, в то время как жидкое топливо требовалось завозить по железной дороге или водными путями. Кроме того, бензин – стратегическое сырье, крайне необходимое армии особенно во время Великой Отечественной войны. И в первые годы после ее окончания. Когда был большой дефицит на все в том числе и бензин.

-8

#автомобили #грузовики #грузовики ссср #история #ретро автомобили #ссср #музеи #автопром #автопромышленность

Предлагаю ознакомится с другими публикациями о экспонатах музея "Ретро Гараж"