- В Мьянме (бывшая Бирма) распространено несколько школ буддизма Тхеравады. К буддистам относят себя 90 % населения Мьянмы. Среди этнических бирманцев буддизм Тхеравады сочетается с культом духов - Натов.
- Тавадейнта - мифическая страна, обиталище Натов. Верховный Нат считается - Тхайя Мин (Тагьямин). Духи в основном - покровители (профессий, дома, рода, духи местности, воды, гор, деревни и т. д.)
Кратко о буддизме в Мьянме.
Буддизм пришёл на территорию Мьянмы уже во времена самого Будды.
В 1044 году первый бирманский король Аноратха, который объединил в одно государство несколько княжеств, взошёл на трон в городе Пагане. В это время господствующей религией в Бирме был индуизм, а также в некоторых местах имелись буддийские общины Махаяны. Король Мануха государства Татон направил к бирманскому королю буддийского монаха учения Тхеравады по имени Арахан. Король Аноратха, уверовав в Будду, потребовал от короля Манухи священных реликвий и буддийских текстов. Король Мануха, сомневаясь в глубине убеждений своего бирманского коллеги, ответил отказом. Тогда Аноратха организовал неожиданный военный поход, разгромил Татон и унёс в город Паган 32 полных собрания Трипитаки (священные тексты), все священные реликвии, а также увёл всех монахов и взял в плен самого короля Мануху - всего 30 000 пленников. Обретя таким образом новую религию, король Аноратха приступил к монументальному строительству многочисленных золотых пагод, храмов, ступ и монастырей.
Представления о Натах, духах Мьянмы.
По представления бирманцев, всё населено Натами (духами). Человек рождается с духом-покровителем Натом, иногда Нат отождествляется с душой человека, и говорят, что у каждого человека в голове живёт Нат.
У дома всегда тоже есть свой дух Нат. Кокосовый орех, подвешенный на красной ленточке (ша ни) - подношение духу, есть в каждом доме. На окраине селения в Мьянме строится жильё для Ната - покровителя деревни, который оберегает ее жителей от врагов и эпидемий. Это помещения для духов, призванных охранять одну из улиц, домики из бамбука или дерева.
Существуют духи деревьев, камней, садов, ручьев и т. д. Если, например, срубят дерево, а ритуальные церемонии не будут совершены, то Нат может обидеться, покинуть своё убежище и стать бродячим. А такие очень опасны: их трудно обнаружить, а следовательно, нельзя выполнить положенные обряды, т. е. умилостивить. Мьянманцы рассказывают множество историй о непонятных происшествиях, связанных с духами.
Жители Мьянмы верят в Натов, как в абсолютно реально существующих. Они подносят Натам одежду и вино, еду и специальный чай. У каждого духа есть своя любимая еда и подношение - один не ест свинину, другой дух терпеть не может сильного пьянящего запаха цветка чампака (дерево из семейства магнолиевых), третий не выносит лука. Есть Наты курильщики опиума и любители спиртного. Ритуалы в честь Ната - любителя крепких напитков, как празднества у греков в честь Диониса - сопровождаются песнями, плясками, весельем и возлияниями.
Праздники (пве), посвящённые Натам, нередко сопровождаются пьянством и употреблением наркотиков. Состояния опьянения также считаются влиянием Натов и приближением к их миру. Многие крупные праздники бывают очень шумными и заканчиваются бурными драками.
Пантеон 37 Натов.
- Король Бирмы по имени Аноратха (1044-1077) назначил официальный пантеон из 37-ми Натов (Нацов).
Почти все 37 Натов были реально существовавшими людьми, умершими насильственной смертью. Некоторые из них, это убитые принцы и принцессы Бирмы, посланники царей, торговцы. Наприрме, 4-ая Нат по имени Швенабай была девушкой из деревни, вышедшей замуж за Нага (получеловек-полузмей), который бросил её и она умерла от горя.
В Бирме есть священные горы Поупа и буддийский монастырь Таунг Калат, где по представлениям, обитают Наты, и к этим горам совершают паломничества в праздники.
Гора Поупа считается наиболее известным святилищем духов (Натов) в Мьянме. Большое количество паломников посещают гору Поупа каждый год, особенно во время праздника полнолуния Найон в мае-июне и во время полнолуния Надо в ноябре-декабре.
В Средние века во время этих праздников приносились в жертву тысячи животных. Считается, что при посещении горы Поупа не следует одеваться в красную или чёрную одежду и приносить с собой мясо, чтобы не раздражать духов Натов.
Верховный Нат в пантеоне, Царь Богов.
Высшим из 37-ми Натов считается Тагьямин (Thagyamin) - Царь Богов, его отождествляют с индуистским Индрой. Тагьямин считается Богом (Духом) грома, молний, дождей и речных потоков, царём Неба. Изображается Тагьямин держащим раковину в одной руке и хвостом яка в другом, сидя или стоя на трёхглавом белом слоне.
Параллели, сходства.
Вера в духов была у всех народов мира и остаётся до сих пор.
Большинство Натов в пантеоне это когда-то существовавшие люди, которые стали почитаться после смерти, как культ предков (предки у бирманцев также почитаются). Причём все эти люди умерли насильственной смертью, то есть, как считается, они не упокоенные.
Верования бирманцев синкретические, объединены буддизм и вера в духов, почитание предков.
Верховный Нат Тагьямин (в Мьянме) отождествляется с индуистским Индрой, буддийским Шакрой, у японцев он Аме-но-Минакануси, у корейцев он Ханеуллим, у китайцев Нефритовый Император, у монголов и тюркских народов Тенгри.
Смотрите другие наши статьи о Богах и мифологии народов мира
Составитель статьи Авакян-Салимов Габриэль.