По данным российского МВД, в феврале этого года наблюдалось снижение количества случаев так называемого «удаленного мошенничества» - обмана людей по телефону или интернету. Однако, как выяснилось, мошенники лишь переключались на новые схемы выманивания денег у доверчивых граждан. Чего теперь следует опасаться и как защитить себя от обмана — в нашем материале.
«Фонд помощи пострадавшим»
Сочувствие — любимая эмоция мошенников, позволяющая обмануть самых сердобольных. В сети появилось множество ложных сайтов, собирающих деньги на помощь беженцам. Псевдоблаготворители не всегда имеют целью получить ваши сбережения. Часто им нужно, чтобы вы зарегистрировались на сайте или сообщили им свои персональные данные. Так они смогут в дальнейшем более точно наводить на вас спам-рассылки или попытаются заразить ваше устройство вредоносной программой.
У мошеннических «благотворительных» сайтов есть ряд признаков, на которые стоит обратить внимание.
Часто такие сайты не содержат конкретной информации об адресатах помощи — людях или организациях. А приводимые на них фотографии обычно украдены с других ресурсов — в этом легко убедиться, если произвести поиск по картинке в любой поисковой системе.
Как правило, на таких сайтах нет обязательной юридической информации: адреса и телефона организации, данных юридического лица, отчетов о расходовании средств. В редких случаях таких документы имеются, но они украдены у настоящих благотворительных фондов — в чем легко убедиться с помощью все того же поиска в сети.
Если у вас появились хоть малейшие сомнения в достоверности сведений на подобном ресурсе, сайт следует немедленно покинуть. Запомните, что вы всегда можете совершить благотворительный платеж с помощью официальных организаций и фондов: данные о них есть на сайтах государственных структур и крупных банков. Ко всем другим «фондам» следует относиться с заведомым подозрением. А еще: не отключайте антивирус, он защитит вас от попыток внедрения вредоносных программ с фальшивых сайтов.
Переведем ваши деньги на «надежный» счет?
Все чаще люди получают звонки якобы от сотрудников банков или других официальных организаций с предложением защитить их сбережения, переведя деньги на специальный счет. Мошенники могут даже подделать телефонный номер, который высветится на экране вашего мобильного — это будет выглядеть как звонок из настоящего банка. Лучшее, что можно сделать, когда вам звонят «из банка» - положить трубку.
Если вас все еще мучают сомнения, после сброса звонка вы можете попытаться найти в интернете сайт организации, от лица которой вам якобы звонили. И проверить, действительно ли это официально существующее юридическое лицо и предлагает ли оно подобную услугу. Если звонок был имени банка, лучше самостоятельно позвонить в банк по номеру с сайта банка (также номер сервисной службы банка указан на вашей банковской карте). В банке вам объяснят, что звонили мошенники.
Ложные социальные выплаты
Как правило, информацию о лже-выплатах рассылают по электронной почте, в популярных мессенджерах или вывешивают на рекламных баннерах в сети. Цель мошенников — ваш переход по ссылке на сайт, который будет очень похож на официальный. Владельцы таких «серых» сайтов обещают перевести деньги, как только человек заполнит специальную форму. Через неё могут собирать адреса, номера телефонов, данные банковских карт, включая CVV-код на обратной стороне карты.
Прежде чем поверить обещанию выплат от государства, зайдите на сайт Госуслуг и попробуйте найти информацию о данной программе выплат. Также вы можете позвонить в службу поддержки Госуслуг. Если Госуслуги не подтверждают существование таких социальных программ — значит, их не существует, а предложение вам сделали мошенники.
Будьте бдительны! Всегда перепроверяйте получаемую в сети или по телефону информацию в официальных источниках!