Найти в Дзене
История транспорта

Ту-154 в Молдавии

В середине восьмидесятых годов в Кишиневском авиаотряде были отобраны первые пилоты для переподготовки на Ту-154. Летный состав проходил переобучение в Ульяновском Центре, а по окончании обучения пилоты, штурманы и бортинженеры проводили учебно-тренировочные полеты во Внуково, в Одессе, Горьком и в ряде других авиапредприятий СССР.

Для возможности эксплуатации самолета Ту-154 в Кишиневском аэропорту было принято решение о строительстве новой ВПП 08х26 длиной 3590 метров. Новая взлетно-посадочная полоса была торжественно открыта 30 декабря 1987 года. В этот день из московского аэропорта Внуково в Кишинев был осуществлен первый технический рейс на Ту-154Б СССР-85090 с государственной комиссией на борту.

Статья из газеты «Советская Молдавия» от 31 декабря 1987 с заметкой о прилете первого Ту-154 в Кишинев. На заднем плане — Ту-154Б СССР-85090.
Статья из газеты «Советская Молдавия» от 31 декабря 1987 с заметкой о прилете первого Ту-154 в Кишинев. На заднем плане — Ту-154Б СССР-85090.

Среди первых командиров, переученных на Ту-154 были: В. Тюрин, Ю. Прилипко, Н. Коротков, Е. Фирсов, И. Георгиев, И. Корсаков, В. Артюшкин.

Первый самостоятельный полет на Ту-154 экипажа под управлением командира В.Г. Артюшкина. На заднем плане — Внуковский Ту-154Б СССР-85039. Март 1988 г. Источник фото — aviaforum.ru.
Первый самостоятельный полет на Ту-154 экипажа под управлением командира В.Г. Артюшкина. На заднем плане — Внуковский Ту-154Б СССР-85039. Март 1988 г. Источник фото — aviaforum.ru.

Самостоятельные полеты кишиневских экипажей с пассажирами по расписанию начались 5 марта 1988 года на линии Кишинев — Москва (Внуково).

При этом, стоит отметить любопытную деталь: в 1988 году приписного парка Ту-154 в Молдавском управлении ГА не было, полеты осуществлялись на самолетах, приписанных к Внуковскому производственному объединению гражданской авиации методом кооперации предприятий. Поэтому, улетев в Москву на одном борту, экипаж мог вернуться обратно в Кишинев совершенно на другом самолете.

Ту-154Б СССР-85039 Внуковского ПО в аэропорту Кишинев, март 1988 года. Источник фото: aviaforum.ru.
Ту-154Б СССР-85039 Внуковского ПО в аэропорту Кишинев, март 1988 года. Источник фото: aviaforum.ru.

Первым же Ту-154, официально закрепленным за Молдавским УГА стал Ту-154Б СССР-85090, тот самый, который осуществил первый технический рейс в Кишинев в декабре 1987 года. Он поступил в родное предприятие 21 мая 1989 года. 25 мая поступил второй Ту-154Б — СССР-85044. А к концу года флот молдавских Ту-154 состоял уже из шести машин. Максимального количества флот достиг в 1991 году — восемь самолетов.

С поступлением новой техники открывались и новые направления, а часть старых рейсов переходила на более вместительные воздушные суда. С 1989 года молдавские пилоты стали летать в Ленинград, Минеральные Воды, Мурманск, Свердловск и другие города страны.

Ту-154Б-2 СССР-85565. Берлин, аэропорт Шенефельд. Фото: Крис Ченнелл.
Ту-154Б-2 СССР-85565. Берлин, аэропорт Шенефельд. Фото: Крис Ченнелл.

Список Ту-154, когда-либо работавших в Кишиневе с 1989 по 1991 гг:

85044, 85090, 85285, 85324, 85332, 85384, 85405, 85565.

Хронология открытия рейсов Молдавского УГА:

Направление/годы работы

Ашхабад 1990

Ленинград 1989 -

Минеральные Воды 1989 -

Москва (Внуково) 1988 -

Мурманск (зимой через Ленинград, летом прямой) 1989 -

Новосибирск через Казань 1990 -

Новосибирск через Уфу 1990 -

Свердловск 1989 -

Ташкент через Ашхабад 1990 -

Хабаровск через Пермь, Братск 1991 -

Хабаровск через Тюмень, Братск 1991 -

Спасибо за внимание!