Записки практикующего психолога
(Согласие клиента получено, конфиденциальность соблюдена)
Едва только я начинаю произносить фразу из техники:
- Я позволяю себе… - У мужчины мгновенно меняется лицо: взгляд застывает, мышцы лица и все тело становятся напряженными настолько, что я физически ощущаю эти тревожные волны.
«Третий сеанс - одна и та же реакция на, казалось бы, не самую травмирующую фразу», - какая у меня прекрасная личная проекция.
Потому что для него она, явно, звучит совершенно по-иному:
фразу «забывает», «у меня плохо с воображением», внимание переключает мгновенно, едва я только начинаю касаться этой техники. А взгляд! Вместо Взрослого, брутального мужчины на меня смотрит испуганный ребёнок, как будто ожидающий очередного наказания или критики, или обесценивания. Такие яркие защитные реакции «хорошего мальчика», воспитанного «любящей» Эпилептоидной матерью - Диктатором.
Пробую зайти с другой стороны. Многолетний Психологический «фурункул», с длинным стержнем, необходимо вскрыть, как можно скорее. Две минуты боли, зато потом, какое облегчение для человека!
- Предлагаю оставить в покое эту фразу и «поиграть» словами. Например, какая ассоциация возникает у Вас со словом «забота»?
Это слово заставляет его чуть заметно вздрогнуть и глубоко вздохнуть. Рядом со мной в кабинете больше нет успешного и внешне очень уверенного в себе мужчины. На меня смотрит тот самый испуганный мальчик, который, возможно, впервые ПОЗВОЛИЛ себе заговорить о своей самой невыносимой и тщательно скрываемой боли.
Очень неприятный процесс освобождения начался:
- Я очень старался выполнить Ваше задание и думал над этой фразой всю неделю. Она вызывала у меня ужасные эмоции и заставляла возвращаться в детство, о котором я не хочу вспоминать. И вдруг сегодня перед самой нашей встречей у меня случилось то, что Вы называете «инсайтом»: Я ПОЗВОЛЯЮ себе СУЩЕСТВОВАТЬ, - он глубоко вздыхает и с трудом проглатывает комок в горле. - Я позволяю себе жить, хотя меня никто не хотел, и мне пришлось заслуживать свое право быть ее сыном, - он начинает говорить громче. - Я позволяю себе быть успешным, хотя меня все время убеждали, что я бестолковый, неудачник, ужаснее всех, и я самое большое несчастье, которое только могло случится в ее жизни. Я, - он говорит, делая паузы после каждого слова, как будто впечатывает их в собственное подсознание, - Позволяю. Себе. Быть. Здоровым. Живым. С почти здоровой Психикой, - залпом выпивает стакан воды. - И каждое утро, просыпаясь и пытаясь отогнать ночные кошмары, напоминаю себе именно об этом: Я позволяю себе жить хорошо, по собственному сценарию.
Замолчал. Налил себе воды и, внимательно рассматривая содержимое одноразового стаканчика, вдруг спросил, продолжая сосредоточенно смотреть в воду :
- Я - слабый?
- Сильный.
- Понимаю, Вы должны так меня успокаивать.
- Ваше право думать так, как Вам хочется. Я позволяю себе ответить на Ваш вопрос. Ходить с очень болезненным психологическим «фурункулом», который не даёт спокойно жить и все время фиксирует на своей пульсирующей боли внимание, намного проще, чем решиться на его, весьма болезненное вскрытие. Но какое же облегчение испытывает человек, после того, как через пару часов понимает, что многолетней изматывающей боли больше нет, а есть другие, новые, пока ещё незнакомые ему ощущения, которые ПОЗВОЛЯЮТ видеть совершенно иные краски жизни.
- Что это такое «фурункул»? - Мужчина возвращается в кресло, маленький мальчик «ушёл» в глубины его бессознательного.
- О, это очень интересная штука. Сейчас покажу,- моя давняя практика в хирургии и картинки из Сети в помощь.
***
И мы говорим о хирургии, о том, чем фурункул отличается от карбункула, - переключаемся на «как бы» другую тему, а на самом деле, очень неэстетичной метафорой продолжаем говорить о его «послеоперационном» процессе восстановления, незаметно переключаясь на новое содержание его личностного позволения.
*
И я знаю, у него все получится. Просто для этого нужно время.
Психолог Ирина Кураж
#психолог ирина кураж #психология жизни #мужчина #консультация психолога