Будущее авторынка зависит только от одного – от курса рубля к доллару. Все остальные вопросы становятся менее значимыми. Продаваемые в России автомобили и комплектующие к ним - импортные. Даже если сборка российская, то локализация крайне низкая.
При высоком курсе доллара уже не важно будут ли вообще автомобили поставляться в Россию и с какой наценкой дилеры захотят их продавать. У всех производителей цены номинированы в долларах или евро, и даже китайцы, определяя себестоимость в юанях, пересчитывают ее потом через доллар.
Сейчас все замерли в ожидании одного: на какой отметке стабилизируется курс.
1. Авто-развод и девичья фамилия
Многие автопроизводители открыто или тихо приняли решение уйти из России. Официально подается все это под соусом «приостановки» сборки или «приостановки отгрузки». Об этом уже заявили Volvo, Volkswagen, Audi, Skoda, Jaguar Land Rover, BMW, Mazda, Porsche, Mercedes и другие.
Те производители, которые уйдут полностью - могут потерять свои заводы. Геополитика и санкции диктуют новые правила. Либо предприятие продолжит работать хотя бы под управлением российского менеджмента, либо с высокой вероятностью будет обанкрочено и национализировано. Россия заинтересована в том, чтобы заводы не простаивали, чтобы у рабочих были рабочие места и зарплаты, чтобы платились налоги и выпускалась продукция. Законсервированные заводы, как это было после 2014 года, уже никто терпеть не будет.
Автомобили в России пока еще есть. Они есть у импортеров, есть на заводах и в собранном виде, и в машинокомплектах, поэтому даже если никаких поставок в Россию больше не будет, то существующих запасов хватит еще на какое-то время. В зависимости от бренда – срок от месяца до полугода. Машины, в которых много электроники, первыми попадают под удар и быстрее всего закончатся.
Европейцы
Собрал чемоданы и быстро уехал иностранный легион немецких и чешских брендов Фольксваген Групп Рус. Сейчас в топ-менеджменте группы превалирует чешский клан. Чехия к России настроена очень недружелюбно, поэтому вероятность исхода брендов этой группы из нашей страны довольно велика. На данном этапе это пока не значит, что они решили закрыть заводы в России, но сборка на заводе в Новгороде уже остановлена, завод в Калуге что-то еще собирает, но не отгружает.
Останется ли кто-то из европейцев – большой вопрос. Пока политика превалирует над экономикой – бизнес в подчиненном положении, даже не взирая на колоссальные убытки.
Японцы, американцы, англичане
Проблема предвидится с японскими автомобилями. Японцы ведут себя дерзко и нагло. После событий 2014 года невероятно болезненным способом для дилеров и клиентов ушла из России Хонда, поэтому ничего хорошего ожидать от них не приходится и о японских брендах лучше сразу забыть, как впрочем - и о английских, и о американских...
Корейцы
Корейские автопроизводители, напротив, сказали, что не готовы отказываться от экспорта в Россию и закрывать свои российские заводы. При этом, при формировании цены критическую роль будет играть курс доллара. С уходом европейцев у корейцев есть шанс получить хорошую долю рынка.
Китайцы. Нихао-нихао!
Китай производит много дешевых автомобилей, к тому же, у нас с ним прямая граница. Многих брендов на нашем рынке пока нет, но при обоюдном желании стран - появятся и китайские автомобили, и там же будут закупаться неоригинальные комплектующие для европейских автомобилей. Для запуска этих процессов необходима стабилизация курса доллара. Нихао-нихао!
2. Почему мы лишись отечественного автопрома?
В годы СССР наш автопром динамично развивался. Советские автомобили поставлялись во многие страны социалистического лагеря и на рынки дружественных страх. До сих пор советская «классика» бегает по дорогам Кубы и Сирии.
За 30 лет капитализма в России умудрились разбазарить даже то немногое, что имели. Сейчас 68% отечественyого бренда Lada принадлежит Renault. Это значит, что если иностранный партнер АвтоВаза в силу геополитики тоже уйдет из России, запланированный к 2025 году переход Dacia и Lada на платформу CMF-B окажется под вопросом (напомню, что сейчас АвтоВаз использует четыре платформы: одну французскую для Lada Largus и Xray и три своих – Granta, Vesta и Niva 4х4). Хотя это палка о двух концах. Переход на единую платформу и отказ от оригинальных шасси превратит российские заводы АвтоВаза в промышленные площадки, на которых ведется сборка автомобилей из иностранных комплектующих. А это уже вопрос безопасности автопрома страны. Сейчас уровень локализации АвтоВаза составляет от 50 до 90% в зависимости от модели. В современных условиях надо не подсаживаться на импортные платформы и комплектующие, а начинать собственные разрабатывать.
Высокая доля иностранных комплектующих с ростом курса тут мгновенно сказалась на себестоимости – АвтоВаз на 20% поднял цены на популярные модели. Сейчас заводы в Ижевске и Тольятти приостановлены из-за проблем все с теми же комплектующими.
Бесперебойно АвтоВаз в состоянии выпускать всего две морально устаревшие модели – Lada Niva Legend и Niva Travel, доля импорта в которых не более 10% (всегда возмущалась, почему название российской марки на английском языке).
Так, что распродали иностранцам все что имели – добро пожаловать в 60е годы прошлого века. Хочется верить, что до советской классики дело не дойдет.
3. Прощай РРЦ - наценкам свободу!
Дилеры начали получать новые прайс листы, основанные на новом курсе. Рост РРЦ уже от 20% к февральским ценам. К этой цене дилеры масс-маркета уже сейчас прибавляют 500 тыс. -800 тыс. рублей своей маржи. Фольксваген Поло за 2 млн. рублей стал нормой. В среднем и бизнес сегменте маржа сверх РРЦ исчисляется нескольким миллионами, Шкода Кодияк плюс 1 млн. рублей к РРЦ, Фольксвген Туарег – плюс 4 млн. рублей.
Все отгрузки дилерам теперь делаются по полной предоплате и без каких-либо отсрочек. После выкупа автомобиля дилер вправе продавать по той цене, по которой считает нужным. Никаких РРЦ уже быть не может. Автомобилей будет мало, приходить будут не регулярно. Дилеры будут удерживать высокую маржу. При этом, есть одно НО!
4. Запчастей нет, автомобилей нет, кредитов нет
То самое НО! состоит в том, что в дилерских предприятиях начинаются финансовые проблемы – останавливается входящий денежный поток. Пока деньги в кассе или на счету есть – можно экспериментировать и с наценками, и с чем угодно. Как только платить зарплату нечем – начинаются вопросы.
Очень скоро начнут заканчиваться запчасти. Выбора автомобилей уже нет. И самое главное – нет кредитных покупателей, доля которых по массовым брендам доходила до 80%. Автокредиты под 30% никто брать не будет.
Рост курса в два раза по логике должен поднять стоимость импортного автомобиля в два раза. Но по таким ценам наши граждане в массовом порядке покупать автомобили не будут – зарплаты в два раза не выросли. Конечно, одиночные сделки по странным ценам были всегда, но это исключения. Например, недавно в одном из автоцентров Санкт-Петербурга продали Фольксваген Туарег стоимостью 6,5 млн. рублей за 9,5 млн.
По новому РРЦ Поло Седан начинается от 1,5 млн рублей, плюс дилер добавляет 500 тысяч рублей. Будут ли покупать Поло Седан за 2 млн. рублей – вопрос. Для большинства людей, автомобиль пока еще средство передвижения, а не вложения денег. При таких ценах и наценках человек вынужден будет опускаться в сегмент ниже или переходить на автомобили с пробегом, чтобы уложиться в ту сумму, которая у него реально в наличии.
5. Автомобили с пробегом
Много автомобилей куплено в кредит. Справиться с кредитной нагрузкой в нынешней ситуации смогут не все, даже с учетом кредитных каникул для определенной категории граждан. Поэтому в сегменте б/у начнут появляться относительно новые автомобили с пробегом.
Что будет с ценами на автомобили с пробегом пока не понятно, но в любом случае, они будут формироваться с оглядкой на новые.
Кроме того, будет усиливаться роль агрегаторов по продаже - Авито, Авто.ру и др. Раньше был трейд-ин и покупателю было выгодно сдать старую машину дилеру, но сейчас новых машин будет мало, о программах поддержки пока не говорят, отдавать дилеру с дисконтом больше никто не будет - выгодней продавать напрямую покупателю через агрегатор.
6. В автосалоне выживают «роботы». Началась «зачистка» персонала
Не так давно на фоне дефицита автомобилей дилеры получили сверхприбыли. Сейчас, когда запахло «жареным», многие дилеры объявили, что будут сокращать персонал. Где-то отделы продаж уменьшатся на 50-60%, где-то предлагают писать заявление на неоплачиваемый отпуск на месяц, а где-то отправляют на «свободу по собственному желанию».
В ситуации форс-мажора, а в нынешних геополитических обстоятельствах это есть настоящий форс-мажор, работодатель обязан нести ответственность за своих работников. К сожалению, наш бизнес хочет только прибыли получать, и ни за что не отвечать.
7. Покупать или ждать?
Если вы хотите купить автомобиль, если он действительно вам необходим и есть деньги – идите, торгуйтесь с дилером и покупайте.
Нужно ли просто так менять автомобиль старый на новый – вопрос неоднозначный. Если старый автомобиль в плохом техническом состоянии – меняйте. Если он потенциально может прослужить еще 10-15 лет – лучше выждать.
Автомобильный рынок точно выживет, но автомобильных марок и дилеров точно станет меньше, а курс доллара к рублю станет определяющим.
#экономика #автомобили #политика #цены #деньги #машины #общество #авторынок #психология #бизнес