Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Что может издавать треск при запуске двигателя на холодную

Оглавление

Особенностью появления посторонних звуков при пуске мотора в большинстве случаев является неготовность двигателя к нормальной работе по тепловому режиму, наличию смазки нужной вязкости в нагруженных узлах, а также невыход гидравлики на рабочее давление.

Треск при запуске ДВС
Треск при запуске ДВС

Но проблема в том, что исправный силовой агрегат, даже работая громче, чем обычно, до окончания прогрева, не должен издавать громких, беспокоящих владельца звуков в виде стуков, скрежета и тресков.

Их появление, несмотря на последующее пропадание, говорит о начале прогресса неисправностей, грозящих полным отказом.

Из-за чего появляется скрежет и скрип при запуске автомобиля

Источников звука ровно столько же, сколько и механических узлов в двигателе и навесных агрегатах. Поэтому есть смысл выделить ряд основных, наиболее часто проявляющихся.

Вспомогательный ремень
Вспомогательный ремень

Стартер

Для передачи крутящего момента от электродвигателя к коленчатому валу в стартере должно сработать втягивающее реле, затем щётки передать ток на коллектор, а муфта свободного хода (бендикс) своей ведущей шестерней войти в зацепление с венцом маховика.

Отсюда и потенциальные проблемы:

  • при низком напряжении бортовой сети (разряженном аккумуляторе) или окисленных клеммах электропроводки втягивающее реле срабатывает и тут же отпускает, процесс происходит циклически и проявляется в виде треска;
  • бендикс может пробуксовывать, вызывая скрежет в своей муфте;
  • изношенные входы шестерен бендиксаи венца не обеспечат уверенное зацепления, издавая громкий треск;
  • звуки в виде скрежета будет производить изношенный электромотор стартера и его планетарный редуктор.

Устранение проблемы зависит от её локализации. Самый частый случай – падение напряжения, надо проверить аккумулятор и надёжность всех контактов.

Гидроусилитель руля

Насос ГУР должен создавать значительное давление, зависящее в холодном состоянии от вязкости рабочей жидкости и состояния деталей. Износ и люфты приведут к скрежету.

Характерным признаком будет усиление звука при попытке вращения рулевого колеса. Появится дополнительная нагрузка на насос, что добавит громкости и изменит характер шума.

Подшипники

Все вращающиеся детали навесного оборудования работают на подшипниках, которые со временем вырабатывают смазку и начинают разрушаться.

По мере прогрева вращение выравнивается, и звук может пропасть. Но его появление в самом начале говорит об появлении усталостных нарушений, трещинах в сепараторах и выбросе остатков смазки.

-3

Если разобрать такой подшипник, то можно увидеть увеличенный зазор, следы питтинга и ржавую грязь вместо смазки. Заменяются подшипники или узлы в сборе, например, помпа или ролики.

Ремни генератора и система ГРМ

Вспомогательный ремень нагружает своим натягом направляющие ролики и шкив самого генератора. Чем сильнее натяг, тем быстрее износятся подшипники, а также сам ремень.

Привод будет работать рывками большой частоты, что проявится акустически тем сильнее, чем ниже температура. Замене подлежат натяжные и направляющие ролики, ремень, подшипники ротора генератора, его обгонная муфта.

Если выполнять обслуживание в плановом регламенте и устанавливать качественные детали, то эта причина исключается.

На многих машинах распределительные валы приводятся зубчатым ремнём. Он очень надёжен, но долговечность ограничена.

Рекомендуется плановая замена комплекта из ремня, роликов и помпы примерно раз в 60 тысяч километров пробега. Доверять производителям, обещающим пробег в 120 тысяч и более, не стоит, это маловероятно, а вот обрыв ремня приведёт к большому ремонту мотора.

-4

Источником стуков могут быть и детали клапанного механизма. Изнашиваются фазовращатели распредвалов, уходят клапанные тепловые зазоры или не держат давление гидрокомпенсаторы, где они установлены.

Здесь многое зависит от качества масла и его своевременных замен. Не 15-20 тысяч километров, как утверждают инструкции, а 7,5, максимум 10 тысяч. Далее масло сильно деградирует, а фильтр забивается продуктами износа.

Гидронатяжитель цепи

В современных моторах производители стремятся к минимизации объёма технического обслуживания, поэтому цепные приводы ГРМ снабжены гидронатяжителями.

Эти изделия сами по себе не абсолютно надёжны, к тому же по мере износа цепи (они не вытягивается, как многие считают, а именно изнашивается) исчерпывается запас регулятора.

ГНЦ
ГНЦ

Ослабшая цепь начинает стучать, разбивая всё своё окружение, натяжители, успокоители, кожухи и сам гидравлический компенсатор.

Замена комплекта нужна немедленно, весь привод быстро разобьётся, и мотор потребует капитального ремонта.

Как определить место треска в двигателе

В диагностике есть типовые случаи, когда мастер по характеру звука и моментам его проявления может уверенно сказать, что именно требует ремонта. Но иногда потребуется более внимательно прослушивать двигатель. Используются акустические и электронные стетоскопы.

Клапанные зазоры хорошо слышно со стороны верхней крышки. Это звонкие стуки с частотой, ниже скорости вращения коленвала.

Гидрокомпенсаторы обычно начинают стучать при пуске, постепенно переставая по мере заполнения нагревающимся маслом. Стук распредвалов в своих постелях более гулкий.

-6

Привод ГРМ слышен при исследовании передней крышки двигателя. Начало износа роликов проявляется в виде воя и свиста, после игнорирования необходимости замены переходит в скрежет, затем они полностью разрушаются с катастрофическими последствиями.

Подшипники навесного оборудования достаточно легко проверяются после снятия ремня.

Они вращаются от руки с заметными перекатами деформированных шариков, издавая дребезг даже без нагрузки, а в помпе зазор увеличится настолько, что она перестанет удерживать жидкость своим сальником, потёки приведут к забрасыванию деталей антифризом.

На ремнях не должно быть трещин, отслоений или надрывов. Но меняются они по регламенту, даже если выглядят идеально. Внутренние повреждения приведут к мгновенному обрыву.

Обо всех последствиях треска в ДВС читай в статье по ссылке

Авто
5,66 млн интересуются