Найти в Дзене
UsedCars

Мировой автопром и Россия: что уже случилось и чего ждать в будущем? (часть 2)

Сегодня мы продолжаем разговор о том, как начавшиеся 22 февраля нынешнего года события могут повлиять на автомобильную промышленность и рынок России. Сразу же отметим, что уже появились некоторые негативные явления, но называть ситуацию катастрофической вряд ли стоит.

Завод "АвтоВАЗ"
Завод "АвтоВАЗ"

Как было обещано в прошлый раз, сегодня речь пойдёт о том, как отечественные автопроизводители пытаются справиться с кризисом. Больше всех пока преуспел на этом поприще «АвтоВАЗ» — его руководство, например, сумело найти альтернативные варианты поставок микрочипов, необходимых для автомобилей.

Напомним, что сейчас основным поставщиком компонентов для бортовой электроники автомобилей Lada является расположенное в Самаре предприятие знаменитой немецкой фирмы Bosch. Но непонятно, как руководство её головного офиса в Германии отреагирует на последние события.

Сборка микросхем
Сборка микросхем

Поэтому, «АвтоВАЗ» озаботился поиском новых поставщиков, и это ему удалось. Данных о том, что это будут за фирмы, сейчас ещё нет, но руководство Волжского автозавода сообщило о том, что 4 марта состоится общезаводское мероприятие, на котором и будут сообщены все подробности.

На сегодняшний день известно, что с новыми поставщиками уже проводятся переговоры по поводу подписания соглашений о закупках электронных компонентов. Этот процесс может занять примерно 2 месяца, поэтому, чтобы устранить дефицит автомобилей, «АвтоВАЗ» намерен в конце нынешней весны ввести субботние смены.

"Нива"
"Нива"

Несмотря на завесу тайны, понять, что это будут за поставщики, нетрудно — базируются они на Востоке. Всем давно и прекрасно известно, что стремительно прогрессирующий Китай сейчас производит всё — от спичек до космических кораблей, причём, быстро увеличивать объёмы производства чего-либо в Поднебесной умеют очень хорошо. Вот оттуда, скорее всего, в Россию и пойдут эшелоны микрочипов.

Это, конечно, событие положительное, но не обошлось и без «ложки дёгтя» о которой было упомянуто во вчерашней статье. Ей стало намерение «АвтоВАЗа» продать свое Опытно-промышленное производство (ОПП), расположенное в Тольятти. Сейчас уже ведётся поиск потенциальных покупателей, но стоимость пока не разглашается.

На этом кузове 2131 заканчивается история ОПП
На этом кузове 2131 заканчивается история ОПП

ОПП «АвтоВАЗа», на котором проводился мелкосерийный выпуск прототипов будущих серийных автомобилей Lada, а также разной экзотики наподобие гоночных «болидов» Lada Revolution, работало в 1993—2016 гг. Затем эту производственную площадку законсервировали из-за убыточности работы.

Опытно-промышленное производство было предприятием полного цикла с цехами штамповки кузовных деталей, сварки и покраски кузовов, а также с конвейерной линией. Все это располагалось в одном огромном здании с несколькими пристройками. Сейчас всё оснащение ОПП, кроме законсервированной окрасочной линии Eisenmann, демонтировано.

Lada Revolution
Lada Revolution

Чем может обернуться для «АвтоВАЗа» продажа ОПП? Ситуация тут двойственная. С одной стороны, ничего плохого в этом нет: Волжский автозавод, как и румынская фирма Dacia, сейчас входит в состав международного альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.

Соответственно, согласно разработанному во Франции плану Renaulution, в течение ближайших лет «АвтоВАЗ» должен полностью перейти на выпуск машин на базе модульной платформы CMF-B, разработанной в Renault.

Платформа CMF-B
Платформа CMF-B

Это значит, что основные конструкторские работы будут проводиться специалистами французской фирмы. Инженерам «АвтоВАЗа» при этом останется только доработка кузовов и некоторых малозначимых деталей — тем более, что моторную линейку и трансмиссии в Тольятти менять явно не собираются (об этом говорит недавняя премьера Lada Vesta NG).

При сегодняшнем развитии информационных технологий и компьютерного моделирования, для проведения таких работ ОПП не нужно, но вот всё, что может случиться уже в ближайшем будущем — загадка.

Lada Vesta NG
Lada Vesta NG

Например, из-за введённых в отношении России санкций альянс Renault-Nissan-Mitsubishi вполне может исключить «АвтоВАЗ» из своего состава. Это, конечно, маловероятно, но от нынешнего сумасшедшего мира можно ожидать чего угодно.

Соответственно, проекты будущих российских автомобилей на «тележке» CMF-B закроются, а существующее сейчас производство «Лад» и «Рено» на платформе В0 будет свёрнуто. И что в этом случае придётся делать «АвтоВАЗу» для того, чтобы выжить?

Сборка на "АвтоВАЗе"
Сборка на "АвтоВАЗе"

Напомним, что своей конструкторской школы в России как не было, так и нет — отечественный автопром почти всегда (с небольшими исключениями, конечно) выпускал доработанные в соответствии с нашими условиями эксплуатации иномарки.

Справедливости ради, следует отметить, что это у советских, а потом и российских автозаводов более-менее получалось — с разной степенью успеха, но всё-таки. А вот создавать автомобили полностью «с чистого листа» в России сейчас вряд ли смогут — гениев инженерного дела вроде Андрея Липгарта, Виталия Грачёва и Юрия Долматовского у нас нынче нет.

Предлагаемый типаж автомобилей среднего класса
Предлагаемый типаж автомобилей среднего класса

А создавать полностью свои автомобили «АвтоВАЗу» в этом случае придётся — методом проб и ошибок. Так вот, чтобы пробы были как можно более удачными, а ошибок совершалось как можно меньше, Волжскому автозаводу не обойтись без особого подразделения, занятого именно разработкой новых моделей и созданием их прототипов. Но при этом собственного ОПП у автогиганта не будет.

Выходов из сложившейся ситуации может быть два. Первый — создание новых опытных цехов на основе оставшихся производственных площадей. Второй — отправить гонцов за Великую китайскую стену, после чего выпускать вместо Renault какие-нибудь модели, например, Geely, FAW или Beijing.

Грузовик семейства «Компас»
Грузовик семейства «Компас»

Увы, но при потере «АвтоВАЗом» контактов с европейскими автопроизводителями, скорее всего, будет выбран второй вариант. Например, недаром же КамАЗ недавно начал серийное производство новых грузовых автомобилей из семейства «Компас», представляющих собой доработанные китайские грузовики JAC N-Series. Это гораздо дешевле, проще и быстрее, чем разрабатывать свои модели «с нуля».

Что же касается других российских автозаводов — ГАЗа, УАЗа, «Урала» и прочих — их пресс-службы пока ничего не рассказывают о том, какие выходы из сегодняшней ситуации ищут руководители этих предприятий. Вероятно, что и они будут каким-то образом договариваться с автопроизводителями из Поднебесной.

Китайская сборка
Китайская сборка

Весомой предпосылкой к такому варианту -также служит и нынешняя ситуация с импортом автомобилей в Россию. Количество и состав зарубежных игроков на авторынке нашей страны уже начинают меняться, а как — рассмотрим в следующий раз.

***

Мировой автопром и Россия: что уже случилось и чего ждать в будущем? (окончание)
UsedCars2 марта 2022
Мировой автопром и Россия: что уже случилось и чего ждать в будущем? (часть 3)
UsedCars1 марта 2022
Мировой автопром и Россия: что уже случилось и чего ждать в будущем?
UsedCars26 февраля 2022

Авто
5,66 млн интересуются