ГАЗ-А считается первым массовым советским легковым автомобилем, но его открытый кузов с тентованным верхом не очень хорошо подходил к суровым климатическим условием нашей страны.
Поэтому уже в феврале 1935 года на Горьковском автомобильном заводе началась разработка нового автомобиля с полностью закрытым металлическим кузовом.
Наши конструкторы вновь взяли за основу американскую модель. На этот раз им стал Ford Model B 40A 1934 года.
В итоге появился ГАЗ-М1 — легковой автомобиль, ставший символом своей эпохи и сыгравший важную роль в развитии страны.
Об этом автомобиле писали очень много. Повторяться я не хочу, поэтому предлагаю сконцентрироваться конкретно на этом экземпляре, который я сфотографировал во время посещения открытой площадки «Музея Победы» на Поклонной горе в Москве.
ГАЗ-М1 можно обнаружить в разных музеях России, но не везде вы можете увидеть его в аутентичном состоянии.
Эталонный образец есть в заводском музее ГАЗа в Нижнем Новгороде (который в настоящее время всё еще закрыт на реконструкцию).
К сожалению, то, что выставлено в «Музее Победы» вызывает лишь слёзы на глазах и недопонимание.
Кажется, это один из худших экземпляров ГАЗ-М1, который мне когда-либо попадался на глаза.
И я сейчас не только про то, что весь его кузов кривой и покрыт следами ржавчины. И даже не про то, что автомобиль в собранном виде окрасили в военный оливковый цвет.
Я про комплектность автомобиля и про то, можно ли вообще его называть ГАЗ-М1.
С чего бы начать? Давайте для начала посмотрим на то, как установлены колёса.
Вот так выглядит нормальный ГАЗ-М1 из музея ГАЗа. Обратите внимание на глубину установки колёс внутри колёсных арок и на дорожный просвет.
У выставленного в Москве экземпляра явно используется какая-то «спортивная» заниженная подвеска, которая должна сделать управляемость старого автомобиля намного более острой (это сарказм всё, если кто не понял).
Ну хотя бы колёсные диски тут оригинальные, чего, к сожалению не скажешь о резине. Да и нарисованные краской вайтволлы на военных «ЭМках» вряд ли встречались. Так что, тут тоже косяк.
Насколько я могу идентифицировать, это шины от ГАЗ-69. Они называются Я-248.
Запасное колесо — это не только шина от ГАЗ-69, но и колёсный диск от него же.
Кстати, у ГАЗ-М1 запасное колесо было закрыто стильным чехлом, которого тут, естественно, нет. Но его вполне вероятно на военных ГАЗ-М1 могло и не быть: я встречал фотографии модернизированных военных ГАЗ-11-73 без такого кожуха.
Продолжу. Бампера выглядят самодельными (у «нормального» М1 они имели выштамповку по центру, которая нередко окрашивалась в красный цвет).
Фары также явно не от этого автомобиля, а на передних крыльях отсутствуют габаритные огни.
На решётке радиатора отсутствуют эмблемы, нет дверных ручек, нет горловины топливного бака.
Даже окна в дверях тут сделаны цельными, хотя у оригинального ГАЗ-М1 были треугольные форточки и опускающиеся секции.
И это мы даже не касались технической начинки автомобиля, которой тут, скорее всего, просто нет. Салон также находится в состоянии полнейшего хаоса.
Так что назвать этот автомобиль ГАЗ-М1, как гласит сопроводительная табличка, язык не поворачивается. Странно, что такой легендарный автомобиль, на который до сих пор можно найти новодельные или оригинальные детали, не смогли восстановить получше.
Ответ отчасти кроется в сопроводительной табличке:
«Фрагменты автомобиля переданы в дар музею В.И. Батановым в 1997 году».
Понятно, что перед нами некий конструктор, собранный из подаренных запчастей. Но ведь собрать-то можно было и по-хорошему!