Сегодня не было напряжения. А у меня электроплита. Что делать? Пошел в столовую. Пришли работники какого-то предприятия. И сразу стало людно и шумно. Ко мне с подносом подсел мужчина – явно пенсионного возраста. С ним женщина.
Сидят, обедают, беседуют. И вдруг дама спросила, есть ли у него внуки? Ответил, что мальчишка. Тогда она поинтересовалась возрастом.
Он задумался. Положил ложку, позвонил жене и спросил, сколько лет Алеше?
Видимо, его собеседница не желала разговаривать на другие темы. И снова вопрос: в садик ходит или дома с родителями?
Следующая пауза. Наконец родился ответ, что с матерью. Она у него не работает. Проглотил пару ложек и поправил себя: «Ходит в садик. Полгода».
Сразу видно, что мужчина живет в своем мире. Может, в профессиональном. Или просто человек суровый. Есть же люди, которые не любят детей. Я встречал таких. Особенно мужчин.
Знакомый - мой ровесник – ни разу не брал внука на руки. Не приласкал, на колени не посадил. Нет такой потребности. И на прогулки с ним никогда не ходил. Ни в кино, ни в кафе. И даже не разговаривал. А ребенок уже в первом классе.
Не осуждаю, но мне все-таки нравятся иные люди, сердечные люди. Маленьким деткам нужна не только родительская любовь.
Обратно шел через сквер. Смотрю, дедушка с внучкой гуляет. Она копается лопаточкой в снегу, а он ей что-то рассказывает – ласково и терпеливо, объясняет что-то.
Затем вытащил ребенка из сугроба, стряхнул снег с одежды. Взял за ручку, и они пошли.
Как-то видел другого дедушку. Он с тремя внуками пил чай с пирожными в кафе. По правую руку – один. И двое по левую.
Мой дед был суровым человеком. Я немного рассказывал про него. Бывший фронтовик. И от рождения – сдержанный и строгий. Баловства не любил.
Мы с сестрой редко приходили к ним в гости. Нужно было сесть на сундук или на стулья и молчать. В избе звенящая тишина. Слышно только, как часы тикают.
Встать и ходить по комнате – нельзя. И к окошку запрещено подходить. Бабушка чем-то занята, а он читает газету от первой строчки до последней. Иногда делится с бабушкой впечатлениями. Рассказывает о прочитанном.
Если я поднимусь с сундука, он строгим голосом скажет: «Не дикань»! И я испуганно сажусь на место.
Вот таким человеком был. Но у меня нет обиды. Почему-то. Может, потому, что мы с раннего возраста были самостоятельными. Отца почти всегда дома не было. Мать тоже уходила рано утром и возвращалась поздно. И все домашние дела - наши обязанности.
Взрослым было не до нас. Некогда им. Мы видели, что у них напряженная трудовая жизнь. Не до нежности, не до ласки. Поэтому сейчас любим наших внуков.
Разговариваем с ними ласково. И всегда безмерно балуем. Это родители должны детей воспитывать, приучать их к дисциплине и к труду. А мы балуем, нежим, ласкаем.
Хочется, чтобы у них жизнь была мирная. И хорошая. Чтобы они не узнали, что такое нужда. А еще хочется оградить их от всяческого зла. Вот и гладим по головушке, прижимаем к себе, не скупимся на ласковые слова.