В умах газовских специалистов в восьмом десятилетии советского века начала утверждаться мысль о необходимости разработки «Чайки» нового поколения. Из-за отсутствия «команды свыше» идея оставалась в статусе заводской мечты.
Неожиданным катализатором её реализации стало уничтожение главой государства привилегий. Жертвой этой борьбы стала ГАЗ-14 «Чайка». Документы и производство было уничтожено быстро и до основания. Автомобилей для госчиновников среднего звена в СССР не стало.
С благословения министерства, которое возглавлял «свой человек» – Пугин Н.А., проектирование ускорили, чтобы показать «товар лицом» как можно скорее и постараться повторить успех ГАЗели. Появился автомобиль, кардинально отличающийся от производимых в СССР.
Стремительный кузов с огромными боковыми стёклами, привод на четыре колёса, подвешенные на «Мак-Ферсон», стабилизаторы спереди и сзади, привода со ШРУСами. Не виданное количество электрических «помощников». В салоне тишина, суперзвук и невообразимый комфорт стали воплощением идей С.А. Батьянова (ведущий проекта) в представительской машине.
В облике 3105 остались фирменные элементы в решётке радиатора, линиях капота, фарах. Плавный ход автомобиля не уступал лучшим мировым образцам. Как повелось в Союзе, прототипы были современными и неожиданными, а внедрённые в производство автомобили – устаревшими.
Выпускать планировали 250 штук ежегодно. Фактически за 4 года, начиная с 92-го, выпустили пять с половиной десятков и процесс остановился.
Что же стало причинами неожиданного финала?
1. Демонтаж Советской власти
Беловежское соглашение конца 91-го года резко прекратило все имевшиеся до этого взаимоотношения между государствами и предприятиями. Налаженные связи рухнули, поставщики остались за границей или влачили убогое существование. Бартер стал главенствующим в экономике.
В таких условиях автозаводы обратили внимание на продукцию, за которую платили «живые деньги», а не никому не нужный бартер, с реализацией которого была дополнительная «головная боль». Помню, как в обмен на самосвалы КамАЗ предприятие получало одежду, посуду, бытовую технику, для реализации которых была создана специальная служба и торговые точки.
2. Нарождающийся рынок
Рыночные отношения только зарождались. Было много подводных камней в новом процессе, не всегда законных решений и взаимоотношений. Некоторые люди положили свои головы в погоне за выгодными, но рискованными сделками. Причем эти жертвы не всегда были связаны с криминалом, а вызваны усталостью на дороге или сдавшими нервами.
Для Горьковского автозавода востребованной продукцией стала ГАЗель. Она вовремя появилась и удовлетворяла нарождающихся предпринимателей. Отсрочка производства ГАЗ-3105 приводила к стремительному её устареванию. Хлынувшие иномарки были лучше и дешевле отечественных народных легковушек, не говоря о представительских.
3. Отсутствие средств на производство
Автомобиль показали государственному руководству с просьбой выделить финансы на освоение. Поддержать проект желающих не нашлось. В те времена среди них уже сформировалось убеждение, что Запад нам поможет, купим всё там лучшего качества с приемлемой ценой.
Заводское руководство в лице Н.А. Пугина, вернувшегося в 94-м на родной завод из Москвы, где он успел побывать на должностях двух министерств, вероятно, потеряло уверенность в возможности получения средств от государства на новый проект.
4. Отсутствие компонентов от поставщиков
Для производства нового автомобиля требовались качественные компоненты. Электрика, электроника, светотехника и многое другое, что не производилось на ГАЗе. В новых условиях у поставщиков не было средств для создания новой продукции. Они выживали.
Старались «выжать максимум» из освоенной продукции, которая не годилась для новой машины. Новые компоненты требовали покупки оборудования, оснастки, инструмента, а так же обучение персонала. Опыт создания современных и надёжных устройств для автомобилей ещё не наработали.
5. Дефицит технологий
Для производства нового автомобиля на ГАЗе требовались современные станки, оснастка и инструмент – это деньги, которых нет. Иностранные партнёры могли «помочь» в создавшейся ситуации, но за свою «помощь» они обычно просят большие деньги взамен устаревших идей.
В Российском государстве в короткое время были сведены к нулю многие достижения науки и техники, поэтому опираться на отечественные технологии смысла и возможности не было.
К восьмидесятым годам конструкция серийной «Волги» была архаичной, требовала много труда при эксплуатации, не давала требуемого комфорта. Однако несколько десятилетий «Волги» были основными перевозчиками народа в такси и его слуг в «членовозах», помогали медикам и авиаторам, были престижным автомобилем для состоятельных советских граждан.
#авто