Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.
Факторы повышающие риск аквапланирования.
- Избыточная скорость
- Водоотводящие канавки рассчитанные на отведение воды не достаточны
- Толщина водяной пленки (глубина лужи)
- Остаточная глубина протектора шины
- Давление в шине (шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта)
- Техническое состояние подвески автомобиля (неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься»)
- Масса автомобиля (легкий автомобиль имеет больше шансов "всплыть")
- Состояние дорожного покрытия
Контрдействия аквапланирования
- Выбирать правильную скорость движения
- Траектория движения (шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой)
- Если "скольжение" началось не крутить рулем и не бить по тормозам (Если вы повернете руль в момент «срыва», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и спровоцирует следующий занос)
- Правильным действием при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля (Если автомобиль «сорвало», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.)
- Зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. (В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону)
- Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».