"Какие шкатулки красивые! А расскажите про них поподробнее пожалуйста!" - прочитала я как-то у себя в комментариях. Речь тогда шла об одной из выставок, на которой эти шкатулки и были сняты. Палех, Федоскино, Холуй, Мстера - черная лакированная поверхность, на которой искусно выписаны сюжеты из жизни, животные, сказочные терема, люди в нарядных костюмах....
Помню, как остановилась возле одной из шкатулок, с которой на меня смотрела белая пушистая кошка. "А Вы вот так посмотрите на нее" - сказала мастер, и протянула мне лупу. Я посмотрела сквозь увеличительное стекло и ахнула - прописана была каждая шерстинка....Жаль, то фото не сохранилось
Искусство лаковой живописи возникло несколько тысяч лет назад в Китае. Мастера украшали все - от шкатулок до экипажей. Лаками писали, лаки использовали для защиты изделий. Из Китая искусство лаковой росписи начало распространяться по миру.
В каждой стране существовал свой способ изготовления лака, и свои особые компоненты
В конце 17-го века лаковая живопись покоряет Европу. Начинают создаваться мастерские, в которых изделия расписывают "под Китай".
В России входят в моду лакированные табакерки из папье-маше, украшенные нарядной росписью.
Лаковая живопись становится настолько популярной, что ее используют даже для украшения помещений. Для "Китайского кабинета" во дворце Монплезир в Петергофе мастера украсили росписью 94 панно в восточном стиле
В селе Федоскино искусство лаковой живописи возникло в конце 18-го века, когда купец П. И. Коробов основал производство украшенных шкатулок из папье-маше.
Наши шкатулки отличались от тех, что были разрисованы в Европе. Ведь над ними работали русские мастера. Так что и сюжеты, и люди, и костюмы, и здания - все носило наш, русский характер
Первые шкатулки создавали безымянные крепостные художники-живописцы. Они писали и сюжеты на известные темы - к примеру, копировали известных художников, и придумывали свои.
Тогда же начали формироваться основные декоративные приемы - роспись велась яркими красками по черному лаковому фону. Миниатюрные сюжеты были прописаны очень искусно, тонко, со множеством мельчайших деталей
Палех, как и Мстера, славился своими мастерами-иконописцами. А вот Холуй можно узнать по сказочному, но лаконичному стилю - крупное изображение, которое кажется объемным, и не столь много деталей, как у тех же федоскинцев
Так как же создается черная шкатулка с необыкновенной миниатюрной росписью? Вот как рождаются знаменитые изделия Палеха.
Вначале необходимо сделать саму шкатулку. Или ларец. Словом то, на чем позже будет сделана роспись.
Из древесного картона вырезаются пластины нужного размера. Их смазывают особым клеем, и склеивают. Таких пластин, наклеенных одна на другую, может быть и 3, и 30. Ну, а чтобы сделать изогнутые бочка, слои картона наматываются специальные болванки. И все эти слои запрессовываются
Заготовки будущих шкатулок сушат около двух недель. После чего пропитывают льняным маслом. Мучной клейстер, которым проклеены слои картона, впитывает масло. Другие клеи так не могут.
Напоследок заготовки несколько дней сушат при температуре 100 градусов. После такой обработки картон становится прочнее дерева.
Будущие шкатулки тщательно шлифуют, изготавливают для каждой миниатюрную фурнитуру и как можно более незаметно вделывают ее в шкатулки
Все делается вручную. Грунтовки и шпатлевки не исключение. Делаются они из красной глины, масла и сажи. И тщательно измельчаются. После чего наносятся на заготовки. Наконец, шкатулки покрывают несколькими слоями лака - черного, красного и бесцветного. Причем каждый слой еще и просушивают 9 часов при 90 градусах.
Только после этого шкатулки попадают к художникам. Их работа начинается с приготовления краски. Она делается на яичном желтке, перетертом с водой и уксусом. В эту эмульсию добавляют сухой пигмент, и вновь тщательно перетирают.
Живопись многослойна. На слой белил в строго определенной последовательности наносятся слои краски. Кстати, кисти художник делает тоже сам
А еще в росписи используют сусальное золото и серебро. Его тщательно измельчают, смешивают с гуммиарабиком, и пишут, используя тончайшие кисти. Чтобы золото приобрело яркий блеск, художник полирует его зубом волка - у него самая гладкая поверхность.
Готовую роспись покрывают слоями лака и полируют. Но окончательная доводка делается рукой - лаковая поверхность покрывается салом, и в течение часа обрабатывается влажной ладонью. От тепла лак нагревается, выравнивается и приобретает зеркальный блеск.
Вот такая она - миниатюрная лаковая живопись. Непростая, кропотливая, но такая сказочно-красивая!
Пишите ваши комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Приглашаю всех в мой магазинчик "Лепесток клевера" на Ярмарке Мастеров!