Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

"Боргварды" и "Голиафы" под Севастополем (часть 2)

«Боргвард», модель «B IV»

Машина имела 10-мм лобовую, 8 мм бортовую, и 6мм кормовую броню. Машина имела две передачи вперед, и две назад. Скорость машины до 40 км/ч. Управление было дублированным: предусматривалось место водителя с приборами управления и радиоуправление. Радиус действия радиосигнала 1,5 км. Взрывной заряд, массой 450 кг, размещался в контейнере в передней части машины на наклонных направляющих. После дистанционного обрыва болтов, контейнер соскальзывал на грунт по направляющим. Подрыв заряда- дистанционный. Предусматривалась автоматика защиты от взрыва заряда, если он находился на опасном расстоянии от машины.

По истории этой машины обычно указывается, что машины впервые были использованы на Курской дуге в 1943-м. Но есть и другие данные: «12 прототипов машины было создано и передано на полигон в Куммерсдорфе к маю 1942 года. После проведения испытаний Sd.Kfz.301 Ausf.А был принят на вооружение Вермахта под индексом В-IV. Всего с мая 1942 по июнь 1943 года было изготовлено 616 машин этой модификации, включая прототипы…

В Севастополе они уже были

У часовни на Бартеньевке
У часовни на Бартеньевке

Первые транспортеры начали поступать в войска в мае 1942 года. 1-й батальон минного траления был реорганизован в 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин, состоявший из трех рот, в каждой из которых было по 10 танков управления (в их роли использовались танки Pz.Kpfw.III, оборудованные соответствующей радиоаппаратурой) и по 24 единицы Sd.Kfz.301. Из десяти танков два был командирскими, а каждый из остальных восьми управлял тремя танкетками. В состав каждой роты входило три бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Hanomag, перевозивших механиков-водителей 24 телетанкеток B-IV. В конце мая батальон поступил в распоряжение командование Группы армий «Юг». Из подробностей участия батальона в боевых действиях известно лишь то, что если на 7 июня 1942 года в его составе числилось 27 боеспособных танков Pz.III, то через месяц, 11 июля - уже 20» .

«Голиаф»

Та же история с «Голиафом» или, в немецких обозначениях Sd.Kfz.302. Изначально, его хотели унифицировать с танковым тралом Sd.Kfz.300, но, выяснилось, что это нецелесообразно. Возникла другая идея.

«Голиаф» был создан на основе французского прототипа Engin K Kegress. Опытный образец Engin K весной 1940 года уже успел пройти все испытания, практически готовый к серийному производству, был потоплен французами в реке Сене во время вторжения немецкой армии во Францию. Немцы подняли прототип со дна реки и отправили его для изучения на завод германской компании «Боргвард».

«Электрический» «Голиаф»

-3

Sd.Kfz.302 представлял собой небольшую танкетку на гусеничном ходу. Габариты корпуса машины составляли 1,5 х 0,85 х 0,56, масса без заряда взрывчатки составляла 310 кг. Масса взрывчатки в первых моделях 60 кг.

Корпус был изготовлен из стали толщиной 5 мм и был разделен на три отсека. В заднем отсеке находилась катушка с трехжильным кабелем (два - для управления, один - для подрыва), в среднем - устройства и механизмы управления, в переднем - контейнер со взрывчаткой. По бокам между большими катками, закрытые крышками, располагались электромоторы Bosch (да, да той самой фирмы Bosch, бренда современности) суммарной мощностью 5 КВт и аккумуляторные батареи фирмы Varta ( той самой, здравствующей и поныне). Два электродвигателя (по одному с каждой стороны) передавали крутящий момент посредством редукторов на ведущие передние колеса, таким образом, приводили в движение гусеничную ленту.

По боевому применению «электрических Голиафов» информации сосем мало: «Несмотря на явные недостатки и высокую стоимость (3000 рейхсмарок), машина все-таки была запущена в серийное производство. Первые экземпляры были изготовлены в апреле 1942 года. Всего (до января 1944 года) было выпущено 2650 экземпляров Sd.Kfz.302 (еще их обозначали как Gerдt 67, что переводится как изделие 67)». Американцы утверждают, что впервые машина была использована в Италии в 1943-м. А что по факту?

Попытка найти следы боевого применения «Голиафов» и «Боргвардов», используя номер части, оказалась не очень удачной. Если открыть сайт «Lexikon der-Wehrmacht», то выяснится, что 300-й батальон действительно существовал, и был придан 1-й танковой армии. Но это не так. В составе 1-й танковой армии он появляется намного позже. Зато…

Он встречается во многих документах 11 армии. В журнале боевых действий 11 армии указывается, что 300-й танковый батальон прибыл в Крым железнодорожным транспортом 20 мая 1942г. Но тот ли это батальон. Как выяснилось, тот самый. Причем, вооружение его было более разнообразным, нежели принято считать. Сохранились «крымские» фото батальона, на которых видны и «Боргварды» и «Голиафы» и кое-какая другая техника, на фоне крымских пейзажей и развалин Севастополя.

В составе батальона было три роты: первая была оснащена «В-IV», вторая «Голиафами», третья - непонятными «трофейными танками». Как выяснилось из отчета, была еще одна модификация «сухопутных торпед», созданная на базе трофейной английской танкетки «Bren Universal Karier»

Танкетка была «родственницей» советской «Т-27», т.к. имела общий прототип- танкетку «Vickers Karden Lloyd», и, создавалась под английскую «механизированную кавалерию». Танкетка имела вооружение в виде чешско-английского пулемета Брен (Брно+Энфилд). После Дюнкерка, в руки немцев попало достаточно много танкеток этого типа, и, они нашли им иное применение.

Танкетки были переделаны под радиоуправление, и оснащены подрывным зарядом, весом 700 кг. В качестве танков управления для «Боргвардов» и «Универсалов» использовались танки «Т-3».