Что Вы сделаете, если на длинном участке дороги у Вас закончилось топливо? Звонок другу? Помощь эвакуатора? Да, хоть такая ситуация может произойти не часто, но все же. Но задумайтесь на миг, что с Вами произошло следующее: Вы-пилот самолета и у Вас заканчивается топливо. Такая история произошла с канадским лайнером AIR CANADA рейс 143 - 23 июля 1983 года.
Самолет должен был отправиться из Монреаля в Оттаву. Именно здесь появилась первая загвоздка. А состояла она вот в чем: возникли проблемы с системой управления топливной заправки. Из-за этого рабочие сами рассчитали необходимое количество топлива для данного перелета. После, эти вычисления проверили 3 раза. До Оттавы перелет был благополучный. Но из Оттавы самолет отправился дальше, в Эдмонтон (расстояние 2800 км). Робер Пирсон (капитан) попросил проверить количество топлива еще раз. Вычисления были выполнены и все они сошлись. Капитан со своим помощником решили, что для этого рейса им потребуется примерно 20400 кг топлива. Но тогда они еще не знали, что на самом деле в топливном баке было 9145 кг.
Как можно было допустить такую ошибку? Дело в том, что в то время Канада переходила с имперской системы на метрическую. Лайнер AIR CANADA имел метрическую систему, в то время как все старые лайнеры-имперскую. Это и было ошибкой при расчете топлива! Именно поэтому топлива оказалось в два раза меньше, чем было необходимо. Когда загорелся первый предупреждающий сигнал, то пилот решил, что проблемы с топливным насосом, который находится в левом крыле, поэтому его решили отключить. Но через несколько минут опять поступил сигнал.
Робер Пирсон решил, что необходимо совершить экстренную посадку, ведь они были только на пол пути к месту назначения! Еще через некоторое время произошел отказ левого двигателя и сразу сработала сигнализация, которая оповещало о потере обоих турбин. Несмотря на многочисленный опыт перелетов никто из двух пилотов не знал, что делать, если кончилось топливо! Не работало ничего: ни электричество, ни гидравлика. Все усугубляло то, что диспетчер не мог направить самолет, ведь радиолокационные ответчики зависят от двигателя. Единственным выходом было то, что нужно попытаться сделать так, чтобы самолет стал планировать и верить в лучший исход. Когда в лайнере отключились все системы, он стал терять высоту со скоростью 610м/мин. С помощью расчетов стало понятно, что они никак не дотянут до экстренной посадки. Но тут второй пилот вспомнил, что всего в 19 км есть база ВВС, которая была заброшена. Но когда взлетная полоса совсем близко, они осознали, что все еще находятся слишком высоко. Но и на этом испытания не кончились.
На месте заброшенной базы сделали парк для гонок и автоспорта. Именно в этот день на ней было очень много тех, кто пришел отдохнуть. И вот, самолет приближается к Вам в полной тишине, так как двигатели не работают! Но все отдыхающие, заметив такое внезапное приближение, разбежались на безопасное расстояние. Во время приземления переднее шасси, из-за перевеса, убралось обратно. Это сыграло на руку, так как увеличилось трение самолета об асфальт. К счастью, ни один пассажир, персонал и отдыхающий в парке серьезно не пострадал. Позже, оба пилота получили диплом "За выдающееся летное мастерство". Интересный факт: этот самолет (Боинг 767) еще 25 лет развозил людей по миру!
Делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал!