Читая каждый день новости, в которых говорится о новом росте цен на автомобили практически всех марок, я вдруг подумал: "А что если машины будут дорожать еще несколько лет подряд?" Да даже если не несколько, а всего два-три года — что будет тогда? Ведь уже сейчас многие скупают машины на последние деньги, разбивают копилки и залезают в кредиты под 25% годовых, только чтобы ухватить машину, пока цены на модель снова не подняли.
Рост цен на автомобили — это не только прихоть дилеров и производителей, сколько следствие очередного мирового кризиса. Вот уже почти два года, как заводы периодически встают по самым разным причинам: где-то рост заболеваемости среди сотрудников выявлен, как недавно на японском заводе Тойоты, а где-то просто чипов не хватает. Ну, и сами производители тоже сознательно ограничивают производство, чтобы продавать дороже. Соответственно, машин на рынке становится меньше, а спрос никуда не девается. Результат — резкий рост цен, еще больше подгоняемый падением курса рубля.
Но это все понятно: не первый кризис в истории Планета переживает. Однако тогда возникает вопрос: что будет дальше? Уже сейчас многие автомобилисты отказываются от покупки нового авто из-за нереально высокого ценника, и сознательно продолжают ездить на старой машине, в чем я их очень поддерживаю и сам планирую делать то же самое. Здесь план действий зависеть будет от того, какой уровень доходов был у человека до кризиса.
Для очень богатых и бедных не изменится практически ничего. У бедных и так либо не было автомобиля, либо он был очень старый, и о покупке нового они и до кризиса не задумывались. Этим людям станет сложнее заправлять свое авто, ведь цены на топливо тоже растут, а также его ремонтировать. Возможно, кто-то даже откажется от личного авто и пересядет на общественный транспорт. Для богатых ситуация изменится еще меньше, ведь по закону экономики при любом кризисе доходы богатых увеличиваются, а бедных – наоборот падают.
Богатые люди смогут покупать все, что им захочется, как и раньше, вне зависимости от стоимости этой вещи. Ну, будет стоить Икс-шестая не восемь миллионов, а двенадцать: все равно не каждый же день машину покупаешь. Может, заменят авто на новое не через год, а через два — велика ли проблема? Но больше всего любой кризис всегда бьет по среднему классу, с которым у нас и так приличные проблемы.
Кто бы что ни говорил, а средний класс у нас в России есть. Пусть его представителей не так много, как в странах Западной Европы, но все-таки хороших спецов, получающих за свой труд приличные деньги, достаточно много, особенно в городах-миллионниках. И если раньше эти люди могли себе позволить машины среднего класса, то сейчас они пересядут на Лады, которые подрастут в цене до уровня прошлогоднего среднего класса. Хотя почему я пишу в будущем времени? Уже подросли...
Чем дольше будет длиться история с подорожанием цен на все и вся (автомобили в том числе), тем больше будут падать реальные доходы среднего класса, и тем меньше эти люди смогут позволить себе за свою зарплату. Обычно это приводит к увеличению потока эмигрантов, а далее к ухудшению уровня жизни в стране из-за оттока ценных кадров. Перспектива довольно мрачная и пока многие в нее наверняка не поверят, но, поездив по другим постсоветским республикам, я понял, что такой сценарий вполне возможен. Все-таки в России по сравнению со всеми другими странами бывшего СССР живется лучше всего.
Если брать конкретно ситуацию с автомобилями, то если в ближайшие 2-3 года рост цен не остановится или хотя бы не снизится до обычных докризисных значений, то в стране станет намного больше старых автомобилей. Как следствие, это скажется на безопасности на дорогах, ведь по стране будет ездить все больше разваливающихся на ходу агрегатов (видели КамАЗы, у которых на трассе отрывало колесо?) Очень бы не хотелось такого развития событий, но, кажется, от нас это мало зависит.
Как думаете, должен остановиться рост цен на автомобили в ближайший год, или так они и будут расти дальше?