Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

Автомобили стран СЭВ: лучшие модели

Оглавление

Помимо Советского Союза развитой автомобильной промышленностью обладали практически все социалистические государства Восточной Европы. Они выпускали самые разнообразные легковые модели, от компактных микролитражек до представительских седанов. О некоторых их них я расскажу в этой статье.

Tatra 603

Tatra 603
Tatra 603

Из всех автопроизводств Восточной Европы автопром Чехословакии был пожалуй наиболее интересен и самобытен. В стране существовало два основных завода по производству легковых автомобилей — Шкода и Татра. Последний специализировался на выпуске машин представительского класса.

Tatra 603 поступил на производство в 1957 году. Автомобиль предназначался для обслуживания государственных чиновников, потому был сконструирован с особым упором на комфортабельность. Из интересных особенностей машины надо отметить обтекаемый кузов с панорамным остеклением и оригинальную заднемоторную компоновку. Автомобиль оборудовался 8-цилиндровым, верхнеклапанным двигателем V-образной конфигурации, объемом 2,5 л и мощностью 95 л.с. Кроме того Tatra 603 могла похвастать полностью синхронизированной коробкой передач и независимой подвеской всех колес.

Исходя из предназначения в салоне имелись удобные сиденья на 6 персон, раскладной столик, высококачественный радиоприемник и автономный отопитель.

В различных вариациях Tatra 603 выпускалась до 1975 года, пока ее не сменила более совершенная Tatra 613. Всего было выпущено 20 тысяч автомобилей, треть из них пришлась на экспорт, в том числе и в СССР.

Wartburg 353

Почетный долгожитель и настоящая легенда ГДР — Wartburg 353 поступил на производство в далеком 1966 году. В техническом плане автомобиль не представлял собой ничего выдающегося, однако отличался крепкой рамной(!) конструкцией, независимой подвеской всех колес, просторным салоном с большой площадью остекления и вместительным багажником. Но главное Wartburg 353 был прост в обслуживании, надежен и относительно недорог, за что очень полюбился восточным немцам.

Рамное основание — вот главный секрет надежности Wartburg 353
Рамное основание — вот главный секрет надежности Wartburg 353

Ключевым недостатком машины был его маломощный, шумный, двухтактный, карбюраторный двигатель. Мотор мощностью 45 л.с. обеспечивал автомобилю весьма посредственную динамику — до 100 км/ч он разгонялся за 19 секунд, а максимальная скорость ограничивалась на отметке 120 км/ч. Впрочем, двигатель был довольно экономичен и не сильно требователен к качеству топлива, а гонять на Wartburg 353, учитывая особенности рамного шасси и мягкой подвески, желающих было немного.

Без существенных изменений Wartburg 353 выпускался до 1991 года. В перестроечные годы он все же сумел проникнуть в Советский Союз, где с легкостью подтвердил реноме супернадежного автомобиля. Всего было выпущено 1 млн 224 тысячи автомобилей.

FSO Polonez

Без всяких сомнений, за весь социалистический период, Polonez является наиболее удачной моделью польского производства. Автомобиль представлял собой компиляцию устаревшей агрегатной части Polski Fiat 125p и совершенно нового прогрессивного кузова.

К середине 1970-х специалистам завода FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) стало очевидно, что текущая модель Fiat 125p начинает постепенно устаревать. Как водится денег на производство принципиально новой машины у поляков не имелось, поэтому на заводе приняли решение разработать только кузов. Причем разрабатывали его не самостоятельно, а с привлечением инженеров Fiat и художественной студии Italdesign. Специалисты постарались на славу и уже в 1975 году на свет появился стильного вида хэтчбек, который назвали — FSO Polonez.

Polonez в праворульном исполнении достаточно успешно продавался в Великобритании
Polonez в праворульном исполнении достаточно успешно продавался в Великобритании

Автомобиль получил пятидверный несущий кузов в современном угловатом дизайне. Он был увеличен по колесной базе и высоте, от чего простора в салоне, по сравнению с Fiat 125p, хватало с избытком. Кроме того итальянцы спроектировали кузов с учетом самых последних норм безопасности.

FSO Polonez оснащался модернизированными моторами от Fiat 125p объемом 1,3 и 1,5 л мощностью 60-76 л.с. Подвески также доработанные: спереди независимая пружинная со стабилизатором, сзади рессорная. Тормоза всех колес дисковые.

Для середины 70-х салон FSO Polonez выглядел неплохо, даже на фоне западных машин
Для середины 70-х салон FSO Polonez выглядел неплохо, даже на фоне западных машин

Еще одной сильной стороной Polonez являлось его оснащение. Еще ни один социалистический автомобиль не имел такой богатый набор оборудования. Уже в базовом исполнении автомобиль оборудовался инерционными ремнями безопасности, регулируемой рулевой колонкой, тахометром, обогревом заднего стекла и противотуманными фарами!

Как и многие автомобили соцстран, Polonez прожил долгую конвейерную жизнь. В различных модификациях он производился аж до 2002 года. В общей сложности было выпущено 1 млн 62 тысячи автомобилей.

Оригинал статьи расположен на сайте autohs.ru

Если вам понравилась статья поддержите ее лайком, а также подписывайтесь на канал!

Читайте также:

Капиталистические и социалистические БМВ - дело дошедшее до суда
АвтоИстория11 января 2022
Редкий «поляк» в СССР: автомастерская Ельч-574
АвтоИстория9 сентября 2021

Авто
5,66 млн интересуются