Помимо Советского Союза развитой автомобильной промышленностью обладали практически все социалистические государства Восточной Европы. Они выпускали самые разнообразные легковые модели, от компактных микролитражек до представительских седанов. О некоторых их них я расскажу в этой статье.
Tatra 603
Из всех автопроизводств Восточной Европы автопром Чехословакии был пожалуй наиболее интересен и самобытен. В стране существовало два основных завода по производству легковых автомобилей — Шкода и Татра. Последний специализировался на выпуске машин представительского класса.
Tatra 603 поступил на производство в 1957 году. Автомобиль предназначался для обслуживания государственных чиновников, потому был сконструирован с особым упором на комфортабельность. Из интересных особенностей машины надо отметить обтекаемый кузов с панорамным остеклением и оригинальную заднемоторную компоновку. Автомобиль оборудовался 8-цилиндровым, верхнеклапанным двигателем V-образной конфигурации, объемом 2,5 л и мощностью 95 л.с. Кроме того Tatra 603 могла похвастать полностью синхронизированной коробкой передач и независимой подвеской всех колес.
Исходя из предназначения в салоне имелись удобные сиденья на 6 персон, раскладной столик, высококачественный радиоприемник и автономный отопитель.
В различных вариациях Tatra 603 выпускалась до 1975 года, пока ее не сменила более совершенная Tatra 613. Всего было выпущено 20 тысяч автомобилей, треть из них пришлась на экспорт, в том числе и в СССР.
Wartburg 353
Почетный долгожитель и настоящая легенда ГДР — Wartburg 353 поступил на производство в далеком 1966 году. В техническом плане автомобиль не представлял собой ничего выдающегося, однако отличался крепкой рамной(!) конструкцией, независимой подвеской всех колес, просторным салоном с большой площадью остекления и вместительным багажником. Но главное Wartburg 353 был прост в обслуживании, надежен и относительно недорог, за что очень полюбился восточным немцам.
Ключевым недостатком машины был его маломощный, шумный, двухтактный, карбюраторный двигатель. Мотор мощностью 45 л.с. обеспечивал автомобилю весьма посредственную динамику — до 100 км/ч он разгонялся за 19 секунд, а максимальная скорость ограничивалась на отметке 120 км/ч. Впрочем, двигатель был довольно экономичен и не сильно требователен к качеству топлива, а гонять на Wartburg 353, учитывая особенности рамного шасси и мягкой подвески, желающих было немного.
Без существенных изменений Wartburg 353 выпускался до 1991 года. В перестроечные годы он все же сумел проникнуть в Советский Союз, где с легкостью подтвердил реноме супернадежного автомобиля. Всего было выпущено 1 млн 224 тысячи автомобилей.
FSO Polonez
Без всяких сомнений, за весь социалистический период, Polonez является наиболее удачной моделью польского производства. Автомобиль представлял собой компиляцию устаревшей агрегатной части Polski Fiat 125p и совершенно нового прогрессивного кузова.
К середине 1970-х специалистам завода FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) стало очевидно, что текущая модель Fiat 125p начинает постепенно устаревать. Как водится денег на производство принципиально новой машины у поляков не имелось, поэтому на заводе приняли решение разработать только кузов. Причем разрабатывали его не самостоятельно, а с привлечением инженеров Fiat и художественной студии Italdesign. Специалисты постарались на славу и уже в 1975 году на свет появился стильного вида хэтчбек, который назвали — FSO Polonez.
Автомобиль получил пятидверный несущий кузов в современном угловатом дизайне. Он был увеличен по колесной базе и высоте, от чего простора в салоне, по сравнению с Fiat 125p, хватало с избытком. Кроме того итальянцы спроектировали кузов с учетом самых последних норм безопасности.
FSO Polonez оснащался модернизированными моторами от Fiat 125p объемом 1,3 и 1,5 л мощностью 60-76 л.с. Подвески также доработанные: спереди независимая пружинная со стабилизатором, сзади рессорная. Тормоза всех колес дисковые.
Еще одной сильной стороной Polonez являлось его оснащение. Еще ни один социалистический автомобиль не имел такой богатый набор оборудования. Уже в базовом исполнении автомобиль оборудовался инерционными ремнями безопасности, регулируемой рулевой колонкой, тахометром, обогревом заднего стекла и противотуманными фарами!
Как и многие автомобили соцстран, Polonez прожил долгую конвейерную жизнь. В различных модификациях он производился аж до 2002 года. В общей сложности было выпущено 1 млн 62 тысячи автомобилей.
Оригинал статьи расположен на сайте autohs.ru
Если вам понравилась статья поддержите ее лайком, а также подписывайтесь на канал!
Читайте также: