Кроме преимуществ, вариатор имеет и ряд недостатков. Каких же именно? Почему от автомобиля с таким типом трансмиссии иногда стоит отказаться?
Непереносимость больших нагрузок
Машины с вариатором очень чувствительны к эксплуатации в условиях бездорожья. Если такое транспортное средство застревает в грязи или снегу, обороты двигателя остаются стабильными: варьируются лишь передаточные числа. Когда одно из колес оказывается на твердой поверхности, быстрота его вращения резко снижается. Однако нужно помнить, что до этого оно могло вращаться со скоростью нескольких десятков километров в час. И при внезапном торможении гасится этот импульс именно вариатором. Такая нагрузка наносит вред всем рабочим элементам трансмиссии.
Коробки передач, оснащенные гидротрансформатором, более устойчивы к пробуксовке. Однако полностью данную проблему он не устраняет. Поэтому если практиковать на автомобиле с вариатором агрессивный стиль езды или эксплуатировать его на плохих дорогах, надолго ресурсов трансмиссии не хватит.
Плохая приспособленность для суровых зимних условий
Если температура воздуха опустилась ниже –15 °C, прогрев мотора должен быть долгим. Он не может происходить в движении, как у автомобилей с механической коробкой переключения передач. Если поспешить с поездкой, масло останется излишним густым. А это существенно увеличит нагрузку на привод насоса и клапаны гидроблока.
После тщательного прогрева можно начать движение, но первые 5 километров все равно следует соблюдать предельную осторожность. Важно ехать плавно, избегая резких нажатий на педаль газа.
Постоянный монотонный гул
Это условный минус вариатора, но многих водителей он сильно раздражает. Дело в том, что такая трансмиссия во время движения издает непрерывный вой, который звучит на одной ноте. Эта проблема может усиливаться при длительной езде в жаркую погоду и уменьшаться после замены масла. Все-таки для многих автомобилистов привычнее, если интенсивность звуков, издаваемых машиной, меняется в зависимости от включенной передачи.
Проблематичная буксировка
На автомобилях с вариаторами не рекомендуется буксировать не только другие транспортные средства, но и тяжелые прицепы. В таких случаях рабочие элементы трансмиссии подвергаются нежелательному температурному воздействию. Как результат – происходит их преждевременный износ.
Основа конструкции вариатора – цепь (или стальной ремень). Ее поверхность цепляется за валы благодаря силе трения. Если же нагрузка оказывается чрезмерной, происходит проскальзывание. В рабочей жидкости появляется металлическая стружка, что еще больше усугубляет ситуацию.
К машине с вариатором можно присоединять лишь легкие прицепы. Масса получившегося автопоезда не должна превышать параметры, указанные в мануале. Отступать от них ни в коем случае нельзя. Поэтому буксировать при помощи такой техники второй автомобиль крайне нежелательно.
Буксировка самой машины с вариатором тоже требует грамотных действий. Для этого необходимо перевести селектор в нейтральное положение, а в процессе движения нельзя ехать со скоростью выше 50 км/ч. Через каждые 40–50 километров пути необходимо останавливаться и делать получасовой перерыв, чтобы дать вариатору «отдохнуть».
Во время буксировки двигатель должен быть включен. Благодаря этому в гидросистему будет нагнетаться рабочая жидкости. Если этого не сделать – поломка обеспечена.
Дорогостоящее обслуживание
Автомобиль с вариатором требует больших денежных вложений. Менять трансмиссионное масло (которое стоит недешево) необходимо каждые 50–60 тысяч километров. Параллельно с этим производится очистка рабочих элементов от продуктов износа. Если оставить в системе стальную пыль, весь узел может выйти из строя. Через каждые 100–150 тысяч километров пробега приходится менять и ремень.
В случае поломки вариатора его ремонт будет дорогостоящим. Да и занимаются им, как правило, только официальные дилеры. На автомобиле с такой трансмиссией не получится заехать на первую попавшуюся станцию техобслуживания, если неисправность возникла в дороге. Поэтому дальнейшее передвижение может оказаться под большим вопросом. Особенно сложно устраняются проблемы, связанные с электроникой.
Несмотря на все вышеперечисленное, у машин с вариатором есть масса преимуществ. Они потребляют меньше топлива, разгоняются быстрее, чем автомобили с классической АКПП, а также отличаются легкостью управления. Поэтому у них есть немало верных поклонников.
А что Вы думаете о вариаторах? Делитесь мнением в комментариях!