Найти в Дзене

Кольцеплан Нарушевича. Необычный самолет с замкнутым контуром крыла

Недалеко от Минска, на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца (аэродром Боровая) находится музей авиационной техники под открытым небом. Музей довольно молодой открытие его состоялось 4 июля 2009 года. В экспозиции музея среди 30 экспонатов самолетов и вертолетов можно познакомиться с интереснейшим самолетом - Кольцеплан Нарушевича

Кольцеплан - это летательный аппарат с замкнутым контуром крыла. По аэродинамическим характеристикам самолёт с кольцевым (замкнутым) крылом отличается от традиционных машин с плоскими или закруглёнными крыльями.

Первый кольцеплан был создан французами Луи Блерио и Габриэлем Вуазеном в 1906 году. На протяжении всей истории самолётостроения было много проектов по созданию таких летательных аппаратов. В настоящее время продолжаются работа в этом направлении. Но не все проекты получались удачными, многие так и остались на бумаге или на земле. Что нельзя сказать о Кольцеплане Нарушевича.

Он полетел и довольно неплохо, но обо всем по порядку.

-2

История создания этого самолета началась в 1988 году, в клубе технического творчества при Минском заводе шестерен. В клуб поступило творческое задание от местной сельскохозяйственной структуры: сконструировать маневренный и легкий самолет, способный противостоять сильным боковым ветрам.

За реализацию проекта взялись техник Нарушевич Аркадий Александрович , летчик Гущин Анатолий Леонидович. После долгих исследований было принято решение строить самолет с замкнутым контуром. Начались работы, но кризис 90-х годов похоронил проект на долгие годы.

-3

В 1998 году при поддержки частного инвестора команда изобретателей продолжила работу над своим проектом.

Главной особенностью самолета Нарушевича было то, что овальное крыло не крепилось непосредственно к фюзеляжу. Он располагался внутри крыла на стойках и подвесах. Таким образом, подъемная сила создавалась по всей поверхности крыла.

Все за исключением стоек шасси (от Ми-4) и приборной панели (от Ан-2) было спроектировано и построено самостоятельно.

-5

Двигатель установил поршневой, 9-цилиндровый М-14П

-6

При проведении испытательных полетов было установлено, что самолет совершенно не реагировал на порывы бокового ветра вплоть до 13 м/с. А для разбега ему хватало 150 м.

Но главным оказалось практическое соотношение полезной нагрузки и общей снаряженной массы самолета - 0,45.

-7

Работы были продолжены в 2006 году на одном из минских предприятий была организована опытно-конструкторская работа (ОКР) по восстановлению самолета его испытаниям и изучению аэродинамических особенностей. Самолет был доработан, подготовлен к полетам. Начались испытания..... К сожалению белорусское авиационное законодательство не предусматривает создание на территории страны летательных аппаратов и выполнение ими полетов... а так же прекратилось финансирование....

-8

Самолет долгое время находился на хранении в Барановичах, на авиаремонтном заводе. После покраски в мае 2016 года был установлен в экспозиции музея.

P.S. все фото любезно предоставил замечательный человек Игорь Колоколов.

#авиация #самолеты #музеи #история #ссср #авиацияссср #белоруссия #полеты #путешествия #белорусь