Найти в Дзене

Сжигая бюджет быстрее и выше расправив крылья Валькирии

Оглавление

В конце 1950-х годов "Валькирия" выглядела так, словно была вырвана прямо со страниц научно-фантастического журнала. Благодаря футуристичному дизайну, шести двигателям и новейшим системам целеуказания, навигации и радиоэлектронной борьбы, XB-70 должен был стать самым большим, самым быстрым и самым высоколетящим бомбардировщиком в истории... но не стал.

Сегодня "Валькирия" служит не только напоминанием, но и, возможно, вершиной авиационной философии времен холодной войны в части преодоления сил ПВО. XB-70, как и Чёрный дрозд и его невостребованный предшественник YF-12, был нацелен на достижение цели в классическом американском стиле: сжигая бюджеты, как реактивное топливо.

Концепт-арт XB-70
Концепт-арт XB-70

Родившись на пороге ракетной эры, "Валькирия" могла бы стать средством ядерного сдерживания, если бы технологии ее создания были доступны всего на десять лет раньше. Но время не ждет ни человека, ни машины, и "Валькирия" не стала исключением.

Программа, которая в конечном итоге должна была привести к созданию сверхзвукового бомбардировщика ВВС B-70, началась в середине 1950-х годов. По иронии судьбы, XB-70 был задуман как замена совершенно новому в то время B-52 Stratofortress, который, несмотря на невероятную дальность полета и грузоподъемность, уже был уязвим для советских истребителей к моменту поступления на вооружение в 1955 году.

В то время основными угрозами, с которыми сталкивался бомбардировщик, были истребители-перехватчики и зенитные орудия. Для достижения поставленных целей необходимо было решить уравнение с ответом: «Летай выше и быстрее». Такой подход, хотя и простой в теории, создал невероятные проблемы перед инженерами, которые привели к созданию одних из самых экзотических самолетов, когда-либо поднимавшихся в небо.

-3

Первоначальные проекты XB-70 опирались на то, что инженеры называли "концепцией грубой силы". Она предусматривала:

1. Огромное количество топлива для длительного дозвукового полета для достижения советской территории.
2. Аэродинамическую конструкцию, оптимизированную для высоких ТТХ во время относительно "короткого" спринта через воздушное пространство противника.

Этот подход привел к созданию громадной концепции, использующей внешние топливные баки, которые можно было сбрасывать, по мере их израсходования. Эти "баки-накопители" могли быть одноразовыми, но они не были ни маленькими, ни дешевыми. Как отмечалось в докладе Конгресса в 1960 году, «…каждый 191 000-фунтовый топливный бак был примерно такого же размера, как существующий американский дальний бомбардировщик B-47 Stratojet…».

Ранний концепт XB-70
Ранний концепт XB-70

Когда его представили генералу ВВС Кертису ЛеМэю, участнику рейдов на бомбардировщиках B-29 на Тихоокеанском театре Второй мировой войны, он сразу же отверг массивный бомбардировщик весом 340000 килограмм.

"Это не самолет", - сказал ЛеМей, - "это формация из трех кораблей".

Получив наказ вернуться к кульманам, команда North American обратилась к недавно опубликованному документу Альфреда Дж. Эггерса и Кларенса Сайверстона из Национального консультативного комитета по аэронавтике. В документе с безобидным названием "Конфигурации самолетов, развивающие высокие коэффициенты подъемной силы и сопротивления на высоких сверхзвуковых скоростях" объяснялось, что самолеты, спроектированные от носа до хвоста для одних условий полета, могут значительно превзойти самолеты, компромиссно спроектированные для высоко- и низкоскоростных полетов. Более того, в статье доказывалось, что конструкции самолетов и двигателей, предназначенные для поддержания высоких сверхзвуковых скоростей, могут обеспечить сопоставимую экономию топлива с конструкциями, предназначенными для дозвукового полета.

Рождение Валькирии

Фото ВВС США
Фото ВВС США

Компания North American вернулась с предложением о создании самолёта способного развить скорость около 3 Махов и достичь потолка более 20 км. Для достижения и поддержания таких скоростей Валькирия была спроектирована так, чтобы "оседлать" ударную волну, возникающую на сверхзвуке.

Законцовки крыла XB-70 показаны в горизонтальной и нисходящей конфигурации
Законцовки крыла XB-70 показаны в горизонтальной и нисходящей конфигурации

Экспериментальный самолет был создан по аэродинамической схеме «бесхвостка» с передним горизонтальным оперением (ПГО) и двумя килями. ПГО было предназначено для использования на сверхзвуковых режимах полета. ПГО было необходимо для балансировки бомбардировщика в воздухе. На дозвуковой скорости полета оно могло свободно отклоняться, а на сверхзвуковом режиме жестко фиксировалось.

XB-70 "Валькирия" в полете
XB-70 "Валькирия" в полете

Бомбардировщик оснащался шестью ТРДФ General Electric YJ93-GE-3, придавая ему вид Имперского Звездного Разрушителя из "Звездных войн". Они были рассчитаны на 13000 кгс тяги каждый на форсаже - почти в три раза больше, чем у совершенно нового в то время B-58 Hustler, который был первым в мире действующим сверхзвуковым бомбардировщиком, развивающим скорость 2 Маха.

Несмотря на свою футуристическую эстетику, новый XB-70 "Валькирия" по размерам не слишком далеко ушел от B-52, который он должен был заменить. Он был длиннее, но гораздо более узким, чем B-52. Бомбоотсек был достаточно большим, чтобы вместить любое ядерное или обычное оружие из арсенала Дяди Сэма. Одновременно он позиционировался как адаптируемый для установки средств РЭБ и различного разведывательного оборудования.

Фото из Национального музея ВВС США
Фото из Национального музея ВВС США

XB-70 управлялся экипажем из четырех человек, состоящим из двух пилотов, штурмана-бомбардира и оператора-наводчика. В кабине каждого члена экипажа было предусмотрено "герметичное катапультируемое кресло", которое закрывалось вокруг него, чтобы обеспечить кислород под давлением для спуска с высоты более 20 километров. Подобная капсула для катапультирования уже была разработана для B-58.

Если капсулированное кресло садилось на воду, оно срабатывало как лодка и даже поставлялось в комплекте с радио и рыболовным оборудованием. Документы показывают, что самолет также должен был нести 20 килограмм снаряжения для выживания, включая одежду для холодной погоды, охотничье ружье и недельный паек для каждого члена экипажа - хотя неясно, было ли это уложено в капсулу катапультируемого кресла или нет.

Катапультируемая капсула XB-70 во время испытаний
Катапультируемая капсула XB-70 во время испытаний

При этом в отличие от Черного дрозда, внутри герметичной кабины экипажу было достаточно вольготно. Это делало длительные полеты более комфортными, и устраняло необходимость облачаться в специальные скафандры, которые носили пилоты SR-71 и U-2.

Вид кабины самолета North American XB-70 Валькирия в Национальном музее ВВС США 6 октября 2020 года. (Фото ВВС США Кена ЛаРока)
Вид кабины самолета North American XB-70 Валькирия в Национальном музее ВВС США 6 октября 2020 года. (Фото ВВС США Кена ЛаРока)

Валькирия использовала разработанную IBM систему бомбометания и навигации AN/ASQ-28, которая включала гиростабилизированную инерциальную навигацию наряду с автоматическим слежением за звездами для непрерывного предоставления актуальной информации о времени и расстоянии до цели. Предусматривалась поисковая радиолокационная система с настолько высокой четкостью, что ее изображение сравнивали с фото.

На бумаге XB-70 обеспечивал высоту и скорость, необходимые для поражения советской обороны, грузоподъемность, позволяющую нести самое мощное оружие, и экономию топлива, позволяющую пролететь более 9 000 километров без дозаправки. В эпоху скорости и высоты "Валькирия" должна была править бал. Но мир быстро менялся вокруг неё.

North American XB-70A Валькирия (Фото ВВС США)
North American XB-70A Валькирия (Фото ВВС США)

Во многих отношениях XB-70 обещал стать самым совершенным и способным бомбардировщиком из когда-либо созданных, но он появился в то время, когда само будущее бомбардировщиков было под вопросом. В 1959 году на вооружение поступила ракета SM-65 Atlas, первая американская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). В том же году начались испытания ракеты UGM-27 Polaris, первой американской баллистической ракеты подводного базирования (БРПЛ). Эти новые системы оружия произвели революцию в американском подходе к доставке ядерных боеприпасов.

3 декабря 1959 года - через день после вступления в должность - вновь назначенный министр обороны Томас Гейтс сократил программу XB-70 до единственного летающего прототипа, лишенного всех подсистем, необходимых для использования в качестве бомбардировщика... Несмотря на это решение, программе были выделены средства в 1960 году и еще раз в 1961 году.

Вид с нижней стороны самолета XB-70 "Валькирия" во время взлета
Вид с нижней стороны самолета XB-70 "Валькирия" во время взлета

Но вновь избранный президент Кеннеди окончательно зарубил XB-70. Программа просуществовала еще восемь лет в качестве демонстрационной программы, в рамках которой было создано два прототипа самолета, получивших обозначение XB-70A. Один прототип был уничтожен после столкновения с F-104 Starfighter в 1966 году, а второй нашел свое пристанище в Национальном музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон.

Но даже это еще не стало концом для Валькирии. В дальнейшем ВВС и North American будут использовать её для самых разных целей, включая запуск космических аппаратов, использование в качестве сверхзвукового заправщика и сверхзвукового транспорта, и даже пусковой платформы для МБР. Однако ни одна из этих попыток не оказалась достаточной для того, чтобы дорогостоящая программа была запущена в реальное производство.

Создание и испытания данного самолета действительно были крупными техническими достижениями своего времени.

Экспериментальные полеты и исследования помогли американской промышленности в освоении новых технологий и техпроцессов в изготовлении конструкций из титана и высокопрочной стали. Накопленный опыт будет использован при создании будущих серийных боевых и транспортных самолетов. В частности, полученные данные применялись затем в реализации программы стратегического бомбардировщика B-1.

Естественно, новые американские разработки не могли не отразиться на развитии авиации и в СССР. Разведка Советского Союза знала об американских разработках и исследованиях.

Программе создания американского сверхзвукового стратегического бомбардировщика уделялось достаточно внимания. Разработка в США самолетов-разведчиков Lockheed U-2 и особенно R-71 Blackbird, а также бомбардировщика XB-70 подталкивала советских инженеров к ускорению работ по созданию скоростного высотного истребителя-перехватчика МиГ-25.

Сегодня, когда начался очередной виток борьбы за гиперзвук, гиперзвуковые полеты все больше становятся предметом внимания России, Китая и США. Вполне вероятно, мы увидим воскрешение Феникса, способного летать на таких стремительных скоростях. Если это так, то, возможно, мы еще увидим, как некоторые уроки, извлеченные из программы XB-70, проявятся в будущих разработках. Но сама "Валькирия" навсегда останется еще одним "что-если", хранящимся в недрах Пентагона.

Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала. Также подписывайтесь на телеграмм-канал. Спасибо за то что читайте публикацию. Одновременно предлагаю Вам задержаться и прочитать другие публикации канала - это действительно интересно! Допустим про

Кто отец революции в авиации?
Не Учебник популярной НЕ истории10 декабря 2021
Burning Man 2021...нет...Renegade Man или План Б. "Добро пожаловать на не-фестиваль, который проходит вместо него"
Не Учебник популярной НЕ истории11 октября 2021
Ирония судьбы или как медицинский жгут помог разоблачить американских шпионов в СССР
Не Учебник популярной НЕ истории3 ноября 2021