Найти в Дзене

Первым делом - мерседесы. Как Россия с Китаем широкофюзеляжный самолёт создаёт.

Оглавление
Участие России в проекте китайского широкофюзеляжного самолёта фактически закончилось продувкой модели в аэродинамической трубе Центрального Аэрогидродинамического Института.  Но для российских чиновников важно отчитаться президенту и дать интервью в Комсомольскую Правду, что самолёт "Российско"-Китайский.  После этого можно достать американский айфон и посмотреть, как там продвинулась очередь на новый мерседес, импортные стройматериалы на дачу, ролэкс и другие стеклянные бусы с надписью "мадэ ин".
Участие России в проекте китайского широкофюзеляжного самолёта фактически закончилось продувкой модели в аэродинамической трубе Центрального Аэрогидродинамического Института. Но для российских чиновников важно отчитаться президенту и дать интервью в Комсомольскую Правду, что самолёт "Российско"-Китайский. После этого можно достать американский айфон и посмотреть, как там продвинулась очередь на новый мерседес, импортные стройматериалы на дачу, ролэкс и другие стеклянные бусы с надписью "мадэ ин".

Все болельщики и просто интересующиеся техникой конечно знают о совместной разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 Россией и Китаем. ОАК называет проект самым высокотехнологичным в портфеле общих совместных проектов двух государств.

При этом российские средства массовой информации - с подачи российских чиновников, наверное - даже назвали этот совместный проект "Российско"-Китайским.

COMAC будет разрабатывать и выпускать металло-композитный фюзеляж, ПАО «ОАК» — разрабатывать и производить композитное крыло. Окончательная сборка лайнера будет производиться в Шанхае, на мощностях COMAC. Инженерный центр будет находиться в Москве. На втором этапе (после 2030 года) предполагается устанавливать перспективный российский двигатель ПД-35. На конец 2019 года ведутся переговоры с поставщиками компонентов для CR929. Из более чем 100 потенциальных поставщиков почти половина из Китая и России.

Как на самом деле обстоят дела

На профильном ресурсе здесь и здесь:

- хотелки второй сборочной линии (Воронеж) - это хотелки российской стороны. Китай никак это поддерживать не будет - ни финансово, ни передачей технологий

- производство всех комлектующих (включая крыло) должно быть перенесено в Китай с передачей технологий (это условие из RFQ). Есть некоторые послабления для отдельных компонентов и поставщиков (например RR, PW, Thales, RC), но это однозначно не относится к компонентам, которые производит Россия и, как ни странно, американская UTC, Bombardier, Airbus.

- шансы российский поставщиков быть выбранными - мизерные или они будут "свадебными генералами" - условия сильно похожи на SSJ - поставщик не может рассчитывать на прибыль (а иногда и оплату вообще) до окончания сертификации и поставки первых самолетов. До этого момента нужно обеспечить всю сертификацию, включая сертификацию производства и разработчика (например получить DOA в EASA), поддержку, доработки и т.д. Насколько я понимаю, наши поставщики к этому не готовы вообще - конкуренцию по цене, характеристикам и т.д. никто не отменял (интересно, с чем в тендер пойдет, например Ступино - там в конкурентах ВСУ с гарантированной наработкой на отказ (т.е. с бесплатной заменой и штрафными санкциями если снять придется ранее) 25 и 40 тысяч часов). Однако - хорошие шансы есть, например, у Гидромаша, Аэрокомпозитов, ВАСО... , но это копейки) - по крайней мере в глазах китайцев

- китайцы намерены следить за тремя вещами особенно тщательно - за финансированием с российской стороны; за тем, чтобы китайские деньги не использовались для создания "русской" версии или "русско-китайской" - все деньги только на китайскую версию и подъем китайских технологий (собственно это основная цель всего проекта)

- отдельно был упомянуты КРЭТ и Ростех - все что они делают и предлагают у китайцев вызывает отторжение, но с нашей стороны идет жуткое проталкивание (например КРЭТ (в комплекте с Илюшиным) позиционируется как безальтернативный интегратор бортового оборудования, на что китайцы своего согласия не дали - только при условии, что они будут вовлечены в процесс как lead role)

- ну и маленький, но интересный штрих - во всех технических комитетах большинство у китайцев.

Так что бравурные заявления нашей стороны мне кажутся, как минимум, преждевременными - весь это проект работает на Китай, не на нас и не на нашу промышленность.
китайцы, помимо своих обязательств непосредственно по проекту, заложили еще "базу" (в том числе финансовую) под кучу смежных областей - например "в помощь проекту" строится лаборатория по проведению испытаний композитных материалов. Китайская компания, которая этим занимается, уже запартнерилась с японцами, австрийцами, ирландцами и итальянцами и заказала всякого оборудования на десятки миллионов долларов - как вы думаете, захотят ли китайцы после таких вложений проводить испытания композитов у нас? Их аналог нашего ЛИИ оборудован по последнему слову - какие нужны аргументы с нашей стороны, чтобы проводить летную программу испытаний в Жуковском? Для статических испытаний они готовы предоставить целый цех, а у нас нужно его или построить или высвобождать место/время. Китайские поставщики, как это у них принято, соглашаются на все условия и за гроши (особенно это относится к сертификации), лишь бы их выбрали. И, в отличии от наших, действительно готовы все это делать качественно и за гроши - они четко знают, что в занятую шишу иначе не попадешь, а деньги можно будет "отбить" потом (или вообще "отжать" у государства - если проект будет успешен).

Неужели Россия на самом деле сможет "разрабатывать и производить композитное крыло"?

Производить крыло автоклавным методом, как Boeing и Airbus, Россия не может. "Мы всё закупим за границей", и создавать свою печь никому даже и в голову не пришло. Даже крыло Масяни с консолью 16 метров России не по силам:

Мы не производим автоклавных печей, способных вместить в себя деталь длинной более 5 метров и шириной более 1,3 метра: такую установку представил в 2017-м "Курганхиммаш". Консоль крыла МС-21-300 – 3х16 м. Закупка такого оборудования была чревата тем, что производитель подобного оборудования имеет постоянный удаленный доступ к нему. А сейчас, в условиях санкций, даже появись у России такое желание, приобретение автоклава фактически невозможно (на Западе).

Ну ладно, существует ещё безавтоклавная (инфузионная) технология. До введения санкций нашим авиастроителям удалось за нефтедоллары закупить за границей и обеспечить поставку иностранными специалистами под ключ полного набора оборудования для производства крыла МС-21.

А сможет ли «АэроКомпозит» действительно серийно производить консоль крыла размером больше 30 метров?

Примечательны несколько цитат из приведённой выше статьи.

Технология производства «чёрного» крыла самолёта МС-21 создана специалистами «АэроКомпозита» в тесном сотрудничестве с зарубежными производителями технологического оборудования.
Роботизированные установки для сухой автоматизированной выкладки углеродного наполнителя поставила компания Coriolis Composites, на этом оборудовании производятся лонжероны крыла. Роботизированную установку для сухой выкладки портального типа, на которой изготавливают панели крыла, поставила испанская MTorres. Термоинфузионные центры TIAC разработаны французской компанией Stevik.

Итак, крыло для среднемагистрального самолёта МС-21 нам иностранные специалисты освоить помогли. Но дальнемагистральный имеет почти вдвое больший размах крыла. В существующее оборудование крыло ШФДМС не влезет.

Для того, чтобы действительно производить крыло для CR929, сейчас должна полным ходом вестись работа по закупке, в обход санкций, импортного оборудования для композитов вдвое больших размеров (создать самим?!?!? - да вы что??? немедленно в психушку!!!)

Или победные реляции высокопоставленных композитных чиновников - это не больше, чем болтовня?

Поставленное иностранцами под ключ оборудование рассчитано для производства композитной консоли крыла МС-21 длиной 16 метров.  Интересно, как на этом оборудовании можно производить вдвое большую консоль для дальнемагистрального широкофюзеляжного CR929?
Поставленное иностранцами под ключ оборудование рассчитано для производства композитной консоли крыла МС-21 длиной 16 метров. Интересно, как на этом оборудовании можно производить вдвое большую консоль для дальнемагистрального широкофюзеляжного CR929?
Импортный автоматизированный термоинфузионный центр TIAC 22x6 метров.  Интересно, как в таком центре можно "запечь" лонжерон длиной под 30 метров?
Импортный автоматизированный термоинфузионный центр TIAC 22x6 метров. Интересно, как в таком центре можно "запечь" лонжерон длиной под 30 метров?

Какие можно сделать оргвыводы

В чём основные причины такой ситуации.

Ну начнём с чиновников. Их судьба этого проекта совершенно не волнует. Для них главное - отчитаться перед начальством. А потом можно достать американский айфон и посмотреть, как продвинулась очередь на новый мерседес, импортные стройматериалы на дачу, ролэкс, и прочие стеклянные бусы с надписью мадэ ин.

Товарищи, которые отвечают за композиты. Им даже если и нужно выдать конечный результат, то наилучший вариант для них - закупить уже готовые оборудованиe и комплектующие за границей, чем работать с отечественными НИИ и предприятиями над созданием своих. Скорее всего наши НИИ смогли бы создать и лучшее оборудование, чем испанцы и французы, но кто же их попросит? Ведь потом нужно будет доказывать преклоняющимся перед латинской буквой покупателям, что это оборудование не хуже. И к тому же иностранные "партнёры", командировки за границу - это очень важно, без этого - никак!

Российские авиакомпании? Дык замая главная авиакомпания страны в открытую говорит, что они, понимаете ли, ВИП, и поэтому для них, как для русских аристократов, самое главное - лежать ниц под забором офиса Боинга в Москве. Ведь на этом заборе написано настоящими латинскими буквами. Вот Боинг - это действительно МАДЭ ИН. А ваши с китайцами поделки, если они такие хорошие, продавайте кому-нибудь другому.

Ну и простые российские болельщики. Ура! Российско-китайский самолёт! Сделано у нас!!! Вперёд, Россия!!! Теперь можно пойти в гараж и протереть шильдик на моём новом подержанном фольксвагене.

Пока страна живёт с такой психологией - "сделано у нас - молодцы, горжусь, вперёд Россия - а я сам могу теперь только самое лучшее импорное покупать" - никогда ничего, кроме бензоколонки, из нас не получится.

А почему получилось у Китая (и ранее у Южной Кореи и Японии)? Совершенно не потому, что они "тоже начинали с отвёрточной сборки".

Как совершенно точно подметил анонимный пользователь на том же авиационном форуме - замечательный вывод:

Я работал в гражданской авиакомпании Китая. Китайцы это очень организованный и трудолюбивый народ, с таким подходом к делу их ожидает большой успех. Кроме этого их соотечественники, в отличие от нас, не обвиняют друг друга в рукожопости и криворукости, и активно пользуются всем ,что произведено в Китае . Вот так не спеша эта страна и движется к процветанию.