Найти тему

Асан-Авджы - охотник из Корбека

Оглавление

Светлой памяти моего деда Асана Кестана

Асан- охотник из Корбека

(рассказ - быль)

Кестан Асан Билял-оглы, уроженец деревни Корбек,1883 года рождения, был страстным охотником. Всё своё свободное время от работы поденщиком на табачных полях, садах и виноградниках он отдавал охоте. Любовь к этому занятию передалась ему наверное от предков- отца и деда, которые также были заядлыми охотниками.

Эти события начались ещё до начала Первой мировой войны. Однажды рано утром, когда у него был редкий ,выходной день от работы в саду у помещика, перекинув через плечо старенькое ружье, наследство от отца, и наплечный мешок д ля дичи, он отправился лес за зайцами. Свистнув верному гончему псу Каплану,который давно виляя хвостом и нетерпеливо и радостно повизгивая ждал во дворе знака хозяина, открыл калитку и бодро двинулся к Чадыр-Дагу.

Но окраине деревни начинались чаиры - сады и огороды жителей Корбека, которые расчистив склонах гор землю от деревьев и кустарников, распахивали её, подводили воду сажали огородные культуры и сады.

Пройдя чаиры, наш охотник углубился в лес на склонах Чадыр-Дага. Каплан, бежавший впереди, что-то почуял и вдруг, навострив уши, кинулся в чащу в стороне от тропинки. Через мгновение раздался призывный лай пса, заметившего добычу.Когда охотник поспешив на зов собаки, вышел на небольшую прогалинку между поваленными старыми деревьями, он увидел лежащую на земле с запрокинутой головой с небольшими рожками мертвую олениху. Рядом с ней двух недавно родившихся и ещё не полностью просохших оленят, которые тыкались мордочками в умершую олениху и пытались встать на свои ещё неокрепшие ножки. Отогнав пса, который пугал своим громким лаем беспомощных малышек и удостоверившись в гибели оленихи, Асан снял с себя ружьё, наплечный мешок и старый плащ. Завязал рукава плаща и сделал из него ещё один мешок. Положив одного оленёнка в наплечный мешок, а второго в другой, сделанный из плаща, и связав из ремнём, перекинул через плечо и двинулся с неожиданной добычей обратно в Корбек.

В первые дни Асан кормил оленят козьим молоком из бутылочки с соской. Примерно через две недели, когда оленята подросли, окрепли и уже резво скакали друг за другом на лужайке возле дома, пощипывая свежую молодую травку, наш охотник стал свидетелем события, которое заставило его задуматься о дальнейшей судьбе оленят.

Дело в том, что на окраине деревни на берегу речки находилась дача-имение караимского купца Д Сарибана с красноречивым названием "Рай". На рубеже 19-20 веков он скупил у прежних хозяев, жителей деревни Корбек плодородные земли и посадил сады и виноградники. С помощью нанятых хороших агрономов, применяя передовые технологии того времени и трудолюбие местных жителей,- крымских татар, которых Сарибан нанимал за хорошую плату, сады и виноградники давали хорошие урожаи. Практически весь урожай неповторимых крымских груш, яблок, слив, персика, винограда закупал знаменитый Елисеевский магазин. У именитого купца любили отдыхать знаменитости и члены императорской фамилии. Накануне по пути из Симферополя в царскую резиденцию Ливадию, царствующая семья Николая II решила погостить у хлебосольного купца Сарибана и заодно отведать из прохладных хранилищ сочных и ароматных фруктов прошлогоднего урожая, так как был конец весны до урожая этого года было далеко. Авджы Асан, как раз был наёмным работником у купца и видел приезд на дачу императорской четы с детьми. Наш герой после небольших раздумий решил подарить своих найдёнышей царской семье.

Наутро, принарядившись, он запряг двухколесную повозку своего старого смирного осла и уложив туда оленят, предварительно спутав им ножки, поехал к даче. Подъехав к даче Асан через начальника охраны, вызвал хозяина имения, так как во время приезда царской фамилии дачу охраняли полицейские и конвой. Вышедшему Сарибану, который его хорошо знал и ценил как хорошего работника, он объяснил цель своего приезда. Тот передал высокому гостю известие о посетителе и его необычном даре. Николай II распорядился пропустить охотника И его повозку во двор имения.Вскоре к нему и его повозке подошли император, императрица Александра Федоровна, царевны, царевич Алексей, а также хозяин имения,его домочадцы и другие гости. Царь выслушав Авджы Асана, слова которого переводил Сарибан, поблагодарил охотника за спасение оленят и высказал своё восхищение подарком. Затем Николай II распорядился выдать охотнику десять червонцев золотом и пообещал в скором времени отблагодарить ответным подарком. Через день царская семья уехала в свою резиденцию Ялте - Ливадийский дворец, забрав с собой оленят, которые стали любимыми животными в домашнем зоопарке дворца.

Примерно через месяц к дому нашего охотника подъехал автомобиль с царским адъютантом в сопровождении старосты села. который привёз обещанный царский подарок. Это было бельгийское двухствольное ружье с табличкой на прикладе на которой было выгравировано:-"Охотнику Кестану Асану от Николая II" Это ружье стало гордостью Авджы Асана, немало дичи пополнилось на его счету с помощью этого ружья.Оно висело в гостиной на самом почётном месте, и все односельчане, гости и родственники знали историю этого ружья.

Через несколько лет лет началась первая мировая война. Асана не взяли на фронт, так как он был единственным кормильцем у своих родителей. Затем в 1917 произошли революции сначала Февральская а затем Октябрьская. Весной 1918 года Крым был оккупирован кайзеровскими войсками Германии. Осенью 1918 года Асан женился. Его женой стала односельчанка,-двадцатилетняя красавица Асибе, которая родила ему 8 детей из которых выжили шестеро, двое умерли ешё в младенчестве. Самый старший сын Аблямид, - 1921г/р,; затем 3 дочери Ребия,- 1925г/р, Гульшаде,-1927г/р, Афие, -1930г/р, и два младших сына Абдулла,-1938г/р, Алим 1941г/р.

После того как кайзеровские в ноябре 1918 года. после революции в Германии покинули Крым,здесь, как и на территории бывшей Российской империи началась Гражданская война с чехардой смены власти "красных", "белых","зелёных" После изгнания войск барона Врангеля в ноябре 1920 года в Крыму устанавливается советская власть.

Затем наступил "красный террор", страшный голод 1921 года, годы коллективизации и раскулачивания, голод 1932-1933 годов, репрессии 1937-1938 годов. Семью Асана не коснулись репрессии, а от голода спасала охота.

Прошли годы, наступил 1941 год. Год, который принёс войну, смерть и страдания народам страны. Не обошли они и семью охотника Асана.

Осенью 1940 призвали в ряды Красной Армии старшего сына Аблямида. По его письмам семья знала, что он служит зенитчиком в Белоруссии. Когда началась война, они успели получить несколько писем от него из города Дмитров Ивановской области, где он находился на лечении в госпитале, после тяжёлого ранения. В начале ноября после оккупации Крыма немецко- румынскими войсками связь с ним прервалась. Так же и сам Асан едва не погиб в застенках гестапо. Летом и осенью 1943 года, когда в Крыму активировалось партизанское движение. В партизанских от рядах в окрестностях Корбека было много местных жителей. Авджы Асан выполнял роль связного между партизанами и местным подпольем в Корбеке, в Алуште и соседних сёлах. Поздней осенью 1943 года он возвращался на повозке запряжённой ослом из леса от партизан, куда рано утром, затемно, доставил продовольствие и тёплую одежду. Уже при в въезде в Корбек он наткнулся на румынский патруль полевой жандармерии. Несмотря на то, что у него ничего подозрительного не обнаружили, кроме дров и хвороста на повозке, Асана отправили под конвоем в Алуштинское отделение гестапо. Больше месяца его допрашивали и подвергали жестоким истязаниям, пытаясь заставить его признаться о связи с партизанами, но Асан не признавал свою вину, говоря, что в лес ездил исключительно ради дров и хвороста.

К счастью староста Корбека, сам участник подполья, смог убедить гестаповское руководство, о непричастности Асана к партизанам и смог добиться его освобождения под личное поручительство. Из тюрьмы гестапо в Алуште староста привёз Асана на своей повозке, так как тот не мог самостоятельно передвигаться и вдобавок ёще оглох вследствие. побоев. Дома Асан ещё долго болел и только через три месяца встал на ноги.

Наступила весна 1944 года. В середине апреля наступило долгожданное освобождение от немецко-румынской оккупации. В начале мая также в семью пришло ещё одно радостное известие. Получили письмо от сына Аблямида из госпиталя г.Сталино(Донецк) Он писал, что октябре 1943 года на фронте его тяжело ранило и контузило, вследствие чего его комиссовали, и как только его выпишут из госпиталя, он приедет домой.

18 мая 1944 года наступило роковое утро для крымцев (крымских татар). В 4часа утра постучались прикладами автоматов в двери дома Авджы Асана. Двое солдат и офицер НКВД зачитав указ о выселении и дали 20 минут на сборы. Жена Асибе одевала. плачущих младших сыновей Алима и Абдуллу, а дочери Ребия и Афие помогали ей и складывали вещи. Асан сказав офицеру, что должен взять продукты и тёплые вещи и хозяйственного помещения во дворе, подозвав среднюю дочь Гульшаде, отправился туда. Там он с помощью дочери отсыпал пол мешка муки и поймав в углу в небольшом закутке барана, которого недавно обменял у соседа на подстреленных зайцев, и думал устроить пир в честь приезда сына из госпиталя. Быстро зарезав барашка, он отсек острым охотничьим ножом у него курдюк, положил его в торбу, и передал дочери. Эта мука и курдючное сало спасет сёмью от голода в дороге и в первые дни на чужбине. Затем сняв висящее на столбе в подсобном помещении свое ружье и зарядив оба ствола вышел во двор. Во дворе возле своих конур бегали на цепи и заливались громким лаем, две его любимые охотничьи гончие;-"Аю"тёмной масти и "Кашкыр"- серой масти собаки, потомки "Каплана". Авджы Асан, зная, что теперь он никогда не увидит своих собак, а без него они пропадут, в отчаянии, решил пристрелить их. Подойдя к ним он отомкнул их от ошейников, затем дуло ружья к уху ближайшего к нему "Аю" нажал на спусковой крючок. Раздался громкий выстрел и верный пес замертво упал к ногам своего хозяина. Услышав выстрел, подбежали солдаты и ударами прикладов выбили из рук Асана его ружьё. Подошедший офицер, подняв и осмотрев ружьё, объявил ,что оно конфискуется. Другой пёс "Кашкыр, ошарашенный от выстрела и всего происходящего, убежал на улицу и пропал в темноте, благо ворота были настежь распахнуты. Всю семью Асана с наспех собранными вещами повели в сопровождении солдат на пустырь при въезде в деревню, куда согнали всех жителей села, так как деревня состояла почти вся из крымских татар. К вечеру, когда начал накрапывать дождь, казалось сама природа Крыма оплакивало потерю своих детей, жителей Корбека посадили на большие грузовые автомобили, оборудованными лавками, и накрытыми тентами и отправили в Симферополь на ж/д вокзал. За "студебеккером" где сидел Асан с семьёй, односельчане и сопровождающие их двое солдат в кузове, долго бежал его верный пёс "Кашкыр", пока не отстал выбившись из сил, на повороте на Ангарский перевал. Сидевший у заднего борта, с маленьким младшим сыном Алимом, на коленях Асан смотрел на бежавшим за грузовиком его собакой и вытирая скупые мужские слёзы, он себе задавал один и тот же себе вопрос:- за что его народ лишают родной земли. И этот вопрос мучал его до последних лет, пока не умер далеко на чужбине, так и не увидев больше своей горячо любимой отчизны, свой роднй Корбек, Чатырдаг и лазурное Чёрное море.

.

Йога
3388 интересуются