Среди автомобилистов бытует множество стереотипов о летних и зимних шинах. Многие из них не соответствуют действительности, из-за чего водители могут ошибаться при покупке и эксплуатации новой резины. Чтобы не столкнуться с неприятными последствиями, которые могут возникнуть из-за неправильных представлений об автошинах, следует знать наиболее распространенные стереотипы и разобраться в сути вопроса.
Миф №1 - Опыт вождения важнее шин
Отчасти это действительно так. Неопытный водитель может создать аварийную ситуацию буквально на ровном месте, даже если машина оснащена дорогой резиной премиум-класса. Но в подавляющем большинстве случаев качество покрышек имеет решающее значение. Независимо от того, сколько лет вы водите машину, вряд ли вы сможете безопасно передвигаться по гололеду на изношенной лысой резине. Малейшей ошибки достаточно, чтобы машина ушла в занос или столкнулась со впереди идущим автомобилем из-за нехватки тормозного усилия.
Качество шин столь же важно, как и водительский стаж. Эти два фактора взаимно дополняют друг друга, и безопасное вождение возможно только при наличии обоих пунктов - и опыта, и качественной резины.
Миф №2 - На полноприводном авто необязательно использовать зимние шины
Это грубая ошибка, которая часто становится причиной аварий на дорогах. Наличие полного привода в автомобиле никоим образом не избавляет от необходимости в установке сезонной резины. Привод 4х4 может лишь снизить риск пробуксовки колес при разгоне на скользкой дороге. Но величина тормозного пути и управляемость машины абсолютно не зависят от типа привода - они определяются исключительно свойствами шин. При равных условиях тормозное расстояние будет одинаковым и у полноприводного, и у моноприводного автомобиля, поскольку количество ведущих колес абсолютно не взаимосвязано с эффективностью торможения. Поэтому владельцам внедорожников и джипов с колесной формулой 4х4 не стоит заниматься самообманом и круглогодично ездить на летних покрышках.
Миф №3 - В странах Европы нельзя ездить на зимних шинах
Этот стереотип возник по принципу "испорченного телефона" - из-за искажения исходных фактов. А исходным фактом является следующее: в странах ЕС запрещены не зимние покрышки, а шипованные. Никто не запрещает ездить по европейским дорогам на нешипованных "липучках" - наоборот, это необходимо.
Кроме того, даже сам запрет на шипованные колеса довольно неоднозначен. Такое ограничение касается лишь отдельных моделей шин, которые не испытывались на предмет воздействия шипов на дорожные покрытия или провалили эти тесты. Сегодня шинные компании выпускают высококачественные шиповки, которые успешно проходят такие тесты и не разрушают асфальт, поэтому являются разрешенными в некоторых странах Европы.
Миф №4 - Зимой лучше использовать широкопрофильную резину
Установка шин с широким профилем не дает никаких гарантий, что автомобиль будет лучше разгоняться, тормозить и маневрировать на снегу или льду. В некоторых случаях, наоборот, узкопрофильные колеса показывают даже лучшие результаты, чем широкопрофильные.
Любительские и экспертные тесты зимних автошин с разной шириной профиля показывают, что не существует линейной зависимости между типоразмером и эффективностью покрышек. Нередко наблюдаются ситуации, когда широкопрофильная резина оказывается более склонной к заносам, чем узкопрофильная. Поэтому с типоразмерами лучше не экспериментировать - нужно устанавливать колеса того размера, который рекомендован производителем автомобиля.
Миф №5 - Достаточно двух зимних шин
Многие экономят на сезонной резине и считают, что можно установить лишь два зимних колеса, а на остальных оставить летние покрышки. Такие эксперименты зачастую плохо заканчиваются. Неважно, на какую ось установлены зимние шины - в любом случае будут происходить заносы. Если спереди стоит сезонная резина, а сзади летняя, будут возникать проблемы и заносы при торможении - задние колеса из-за недостаточного сцепления будут постоянно блокироваться и скользить по снегу или льду.
Не меньше трудностей возникнет при противоположной схеме установки колес (спереди - лето, сзади - зима). Это даже опаснее, поскольку машина будет неустойчивой при поворотах и маневрировании. При малейшем изменении курса автомобиль будет уходить в занос, и рано или поздно это закончится аварией.
Ни в коем случае не рекомендуем прибегать к такой экономии. Если финансовое положение не позволяет купить 4 новых зимних шины, можно ограничиться покупкой бюджетных моделей или б/у сезонной резины. Это однозначно будет лучше, чем езда на двух летних и двух зимних покрышках.
Миф №6 - Летом можно ездить на зимних колесах
Таким способом водители пытаются экономить на услугах шиномонтажа или покупке летней резины. В конечном итоге такая экономия нивелируется быстрым износом зимних покрышек в теплое время года. При плюсовой температуре, особенно в летнюю жару, фрикционные автошины изнашиваются в 1,5-2 раза быстрее, чем зимой. В таких условиях одного комплекта "липучек" может хватить всего на 15-20 тысяч километров, тогда как при использовании по сезону они служат до 30-40 тыс. км.
Кроме того, в летнее время зимние шины работают хуже. Они состоят из слишком мягкой резины, поэтому на теплом асфальте заметно увеличивается тормозной путь.
Миф №7 - Шипованные шины быстро портятся на асфальте
В целом, выпадение шипов при езде по твердым покрытиям является естественным и неизбежным процессом. Но в дешевых и дорогих шинах это происходит с разной скоростью. Низкокачественная дешевая резина может полностью лишиться шипов всего за 1 сезон. Качественные шины премиум-класса могут частично или полностью сохранить заводскую ошиповку даже после 3-5 лет регулярной эксплуатации.
Более того, современные технологии не стоят на месте. Производители совершенствуют конструкцию шипованных покрышек и используют шипы с улучшенными конструкциями, которые прочнее закрепляются на протекторах, а в некоторых моделях могут "прятаться" вглубь резиновых шашек при езде по асфальту.