Ну вот- купил машину- свози нас посмотреть на лебедей...
Собрались, поехали в соседний район за полста километров в село "Урожайное". Там столько в одном месте родников бьёт, что вода не замерзает и вытекает река . Ниже Лебединого построен каскад бетонных сооружений- выращивают форель. В молодые годы наш экскаваторщик копал на экскаваторе ЭО-4121 под эти сооружения.
Приехали, посмотрели лебедей.
Погода была хорошая, тумана, иногда скрывающего лебедей, не было. Лебеди гордо плавали, перекликаясь, иногда прилетали с реки, ещё кое- где не замёрзшей, новые пары.
А началось- то когда- то с одной пары, оставшейся зимовать. Поехали назад. Загорелся чек давления масла. Остановился, заглушил двигатель. Нигде на двигателе подтёков масла не было.На вытащенном щупе проверки уровня- масла чуть ниже проверенного перед поездкой уровня. Завёл, поехал. Водитель всегда чувствует машину. Вот она в горку поехала трудней. Включил третью, потом вторую, потом первую-двигатель- чувствовалось- работал в натяг...Метров десять не доехав до верха затяжной горки, машина встала. Хорошо-сотовые телефоны есть. По ним можно не только отследить, но и позвонить...Приехал зять на патриоте, спасать уже порядком замёрзших пассажиров и водителя. Пассажиры пересели в уаз, а водитель окончательно замёрз, пока его машину дотащили.
Ну что- затолкали машину в ограду. Утром стали разбирать двигатель. Открутили от поддомкраченной коробки скоростей, передний мост от него, выхлопную, подушки, генератор, радиатор, вытащили трамблёр, сняли головку. Положили на крышу трубу между верандой и летней кухней. Обвязали двигатель верёвкой, подцепили её к блочкам, блочки- к трубе, потянули, качая из стороны в сторону, первичный вал двигателя вышел из коробки. Подняли , опустили на положенную на крылья нивы доску.
Отвязал от двигателя верёвку, обхватил двигатель,прижал его к животу, понёс к зятю в машину. Тот семенит рядом-
"Тебе пузо надо ещё больше отрастить"...
-"Ворота пошире иди открой"!
Привезли двигатель в мастерскую, в совхоз, к токарю. Слили чёрное масло, перевернули двигатель, открутили коленчатый вал. Первый коренной пострадал больше всех. Токарь замерил шейки- расточка еще позволяла на один размер...Двигатель тоже решили расточить. Купили поршни, кольца, колпачки, головку тоже отдали на притирку клапанов и шлифовку...
А всё это случилось- что заклинил двигатель-прежний хозяин машины ездил на минеральном масле. А потом слил, не промыл и залил синтетику и продал...Масло от несовместимости так закоксовалось, что пришлось тросиком прокручивать закоксованное масло в каналах коленвала...Вдобавок- почему загорелся чек давления масла- сорвало шлицы у насоса ...
Двигатель собрали, пришабрив вкладыши. У вкладышей шатунных не было отверстий для подачи масла к шатунам- "теперь так делают"...Из мастерской двигатель нести помогал к уазу зять- чтоб не сглазили. День ушёл на расточки. Вечером второго дня машину дёрнули уазом- не завелась. Перекинули на трамблёре провода-чуть дёрнули- завели, обрадовались.