С точки зрения психологии прикорм – это формирование пищевого поведения на всю жизнь. От прикорма сильно зависит то, насколько полноценно и правильно будет питаться уже взрослый человек в будущем.
Для формирования правильных пищевых привычек психологи рекомендуют:
✔️ Разделение ответственности между мамой и ребенком. Мама отвечает за то, чтобы предложить ребенку еду, предложить небольшой выбор. А также за то, чтобы еда была безопасной и соответствовала возрасту. Ребенок отвечает за то, хочет ли он сейчас есть, сколько он хочет съесть, и что из предложенного он выберет.
На практике это означает, что мама готовит и предлагает ребенку прием пищи из 1-4 продуктов (в зависимости от возраста и рациона семьи). А ребенок может отказаться вообще, съесть совсем чуть-чуть или выбрать только один продукт.
✔️ Исключение любого пищевого насилия. В том числе стоит исключить мультики, отвлечение игрушками, музыкой, стишками и разговорами. Не должно быть уговоров “съешь еще ложечку за маму”, “самолетик летел-в ротик залетел”, “если не съешь первое, не получишь десерт”, и т. д.
Важнейшая задача прикорма – научить ребенка различать чувство голода и насыщения. Сделать это возможно только при полном отсутствии давления со стороны взрослых.
✔️ Разделение игры и еды. Нормально, что малыш играет с едой изучая ее: трогает руками, размазывает по столу, лицу и голове. Но прием пищи должен закончится тогда, когда ребенок перестает есть ту еду, которую изучает.
Если вы видите, что ребенок играет и облизывает пальцы – все идет как надо. А если просто размазывает по себе кашу, но не ест, то прием пищи стоит закончить.
✔️ Анализ своих пищевых привычек. В прикорме, как и в любой другой сфере обучения, ребенок учится через подражание. Рацион ребенка никогда не будет состоять только из полезных продуктов, если родители постоянно едят фаст-фуд или сладкое в неумеренных количествах.
Одна из основных задач прикорма – к году-полутора перевести ребенка на общий стол. То есть сделать так, чтобы ребенок питался совместно с родителями тем же, чем и они. Соответственно, питание родителей к этому моменту должно соответствовать критериям полезности, безопасности, полноценности.
✔️ Прием пищи вместе с ребенком за одним столом. Через наблюдение за родителями и подражание ребенок усваивает то, как нужно есть, то, что еда – это интересно и вкусно.
Совместные трапезы стимулируют пищевой интерес, который критически важен для питания ребенка.
✔️ Совместное питание – это еще и общение, усвоение социокультурных норм. Поэтому стоит заранее подумать над привычками вашей семьи и правилами. Ведь ребенок будет повторять ваше поведение. Вот некоторые примеры:
- У вас в семье принято есть только на кухне за столом или где-то еще?
- Можно ли в вашей есть, например, стоя?
- Вы ставите на стол общее блюдо и каждый выбирает, что себе положить, или каждый человек изначально получает свою порцию?
- Принято у вас быстро все съесть и выйти или проводить очень много времени за трапезой, общаться во время еды?
Разумеется, этот список можно продолжать бесконечно. Чем более единая позиция будет в вашей семье по тому или иному вопросу, тем быстрее ребенок усвоит правила.
❇️ Читайте также:
Питание для крепкого сна: как правильно ввести прикорм в режим дня ребенка и какие продукты выбрать
Самостоятельность и чистота во время еды: как научить этому ребенка старше года
Расскажите, какие из перечисленных правил вам понравились?
Наша Школа помогает молодым мамам стать увереннее, обрести ведущую материнскую позицию как в вопросах детского сна, так и в тонкостях детской психологии. Подписывайтесь на наш канал и рекомендуйте нас всем своим знакомым!