Друзья, хочу вас познакомить с журнальной статьёй о творчестве редчайшего дара Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой (31.05.1892, Александровск, Запорожье – 23.10.1967, Ленинград).
Егорова-Котлубай М. Искусство росписи по фарфору (А. В. Щекатихина-Потоцкая) // Ленинград, 1946. – № 9. – На 3-й и 4-й страницах обложки.
Одним из интереснейших видов декоративного искусства является художественный фарфор. Его культивирует у нас орденоносный завод имени Ломоносова, недавно отпраздновавший свой 200-летний юбилей.
Старейшая художница этого завода Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая – мастер высокой художественной культуры. Её имя известно не только у нас, но и в Западной Европе. Она выросла на Украине и с ранних лет была привязана в своих вкусах к народному искусству. А.В. Щекатихина-Потоцкая была ученицей известного художника Н.К. Рериха и членом общества художников «Мир искусства», ставившего одной из своих задач – изучение народного искусства нашего прошлого.
Древнерусское искусство художница изучала на подлинных памятниках русской истории и культуры. Закончила она художественное образование в Париже у известного французского художника Мориса Дени в Академии Рансон.
Художница много работала для театральных постановок былинного и сказочного содержания – «Снегурочка», «Рогнеда», «Князь Игорь», «Садко», «Священная весна», для балета – «Ночь на Лысой горе». Постановка оперы-сказки о царе Салтане, в которой А.В. Щекатихиной-Потоцкой принадлежит работа над городом Леденцом, пользовалась огромным успехом в Ленинграде, Москве и в Париже.
В 1918 году А.В. Щекатихина-Потоцкая была приглашена на завод имени Ломоносова и с увлечением начала работать в новой для неё области – росписи фарфора. В Музее завода бережно хранятся чайные и столовые сервизы, декоративные блюда и тарелки, расписанные художницей на агитационные темы современности, на темы из народного фольклора, расписанные орнаментами растительного мира.
По своей художественной культуре А.В. Щекатихина-Потоцкая является главным образом живописцем, но пластическая сущность фарфора увлекла художницу, и она стала работать также и над фарфоровой скульптурой. Её известная фарфоровая фигурка «Снегурочка», которую она же и расписала, неоднократно повторялась заводом до самого последнего времени.
В 1923 году А.В. Щекатихина-Потоцкая была командирована заводом за границу и несколько лет работала в Египте и во Франции.
В 1925 году в Париже на всемирной выставке декоративного искусства среди фарфора завода имени Ломоносова фигурировал также и фарфор А.В. Щекатихиной-Потоцкой. В Париже художница ежегодно выставляла на выставках свои картины и работы по фарфору.
В 1937 году художница вернулась в Ленинград на завод им. Ломоносова и начала работать над созданием новых скульптурных форм для бытового и декоративного фарфора, широко используя живой и растительный мир:
миски, салатники, пепельницы в форме различных рыб, флаконы в виде голубей, маслёнки и конфетницы в виде фруктов и овощей. Первые образцовые экземпляры художница всегда расписывала сама.
В дни блокады Ленинграда завод имени Ломоносова был законсервирован. Но Щекатихина-Потоцкая не прекращала своей творческой работы.
Подвиги нашей доблестной Красной Армии и героическая оборона Ленинграда вдохновили художницу на создание новых работ, работ из прошлого нашей истории.
В 1942 году художница дала для Московской художественной выставки несколько скульптурных групп: «Александр Невский ранит Бюргера», «Ледовое побоище» и «Единоборство князя Мстислава с Родедою» (из «Слова о полку Игореве»).
В 1943 году для весенней выставки картин в Москве художница написала темперой: «Александр Невский на берегах Невы», «Дмитрий Донской на Куликовом поле», «Дмитрий Пожарский у стен Москвы» и «Кузьма Минин в Нижнем Новгороде».
Когда в сентябре 1943 года завод им. Ломоносова возобновил работу художественной лаборатории, Щекатихина-Потоцкая снова принялась за роспись фарфора. За это время художницей расписана серия уникальных ваз на исторические темы нашего героического прошлого: «Ледовое побоище», «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий» и «Александр Невский». Одна и та же тема автором разрабатывается каждый раз по-новому на различном материале – объёмном, плоскостном или на кривой поверхности фарфоровых ваз. Художница с одинаковым искусством владеет и тонким, прозрачным мазком и широким, густым и сильным.
Работы А. В. Щекатихиной-Потоцкой ярко отражают дух русского народного искусства, его эпос и лирику. Известный французский критик Иваноэ Ранбасон в своих статьях писал, что в первые ряды творцов декоративного искусства нужно включить славянскую художницу Щекатихину-Потоцкую. Французский художник Морис Дени писал, что работы А. В. Щекатихиной-Потоцкой захватывают зрителя своим очарованием, своими порывами славянской души.
Русский художник И.Я. Билибин говорил: «Русская душа в композициях художницы льётся, как широкая песня». Работы А. В. Щекатихиной-Потоцкой имеются во многих музеях и коллекциях как у нас, так и Западной Европы и Америки.
В 1944 году в связи с 200-летием завода им. Ломоносова советское правительство наградило Щекатихину-Потоцкую за её труды орденом «Знак Почёта».
Пожелаем талантливой художнице успехов и сил в её последующей работе над темами нашей великой героической эпохи.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив