Найти в Дзене

МАЗ-525 – первопроходец среди советских карьерных самосвалов

Всем привет!

Я уже писал на канале о советском карьерном самосвале БелАЗ-540, ставший родоначальником целого семейства грузовиков, которых до сих пор производит Белорусский автозавод. Но этот карьерный самосвал был не первым в СССР: его предшественником стал грузовик МАЗ-525, который и стоит сегодня на повестке дня.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Первый опытный образец нашего героя появился в 1950 г. Изначально разработка самосвала, олицетворявшего новую страницу в истории советского машиностроения, велась на Ярославском автозаводе, но затем документация была передана в Минск, где существенно доработали конструкцию машины и уже в 1951 г. запустили в серийное производство.

МАЗ-525 стал гордостью Минского автозавода и настоящим рекордсменом среди тогдашних советских грузовиков: достаточно взглянуть на фотокарточку, где этот гигант стоит рядом с легковым Москвич-400:

Источник фото: fotostrana.ru
Источник фото: fotostrana.ru

Конструкция грузовика была приближенной к той, что даже сегодня реализуется в карьерных самосвалах. Внешне заметны шины, каждая из которых в рост человека, и огромный кузов с «козырьком», прикрывающим кабину. Однако кабина водителя все еще была двухместной.

Интересно, что водителю приходилось управлять огромной машиной стоя: во время движения по бездорожью в кабине была сильная тряска, и нередки были случаи, когда шоферы получали серьезные травмы позвоночника прямо во время смены. Единственным удобством для водителя был гидроусилитель руля, что в те времена в СССР было новинкой.

Под капотом же был установлен двигатель от танка Д-12А, объемом 38,8 л и мощностью 300 л.с. Однако для карьерного самосвала его характеристики оказались низкими: груженная машина массой почти 50 т быстрее 30 км/ч не ездила.

Все же скорость для карьерных самосвалов – неважный показатель. Главное то, что МАЗ-525 уверенно чувствовал себя на бездорожье и мог перевозить до 25 т различных сыпучих грузов. Из-за последней характеристики грузовик получил прозвище «четвертак».

Источник фото: avto-nomer.ru
Источник фото: avto-nomer.ru

МАЗ-525 нашел свое применение в карьерах и на крупномасштабных стройках. Но у этой же машины существовали две весьма странные модификации – карьерный тягач:

Источник фото: scalebay.ru
Источник фото: scalebay.ru

И грузовой троллейбус:

Источник фото: denisovets.ru
Источник фото: denisovets.ru

Еще один важный факт из жизни модели. На Минском автозаводе грузовик выпускался до 1958 г., после чего его производство перенесли на недавно построенный Белорусский автозавод, где его продолжали производить до 1965 г. По сути автомобиль надо было уже называть БелАЗ-525, а отличить его можно было отсутствием фигур зубра по бокам капота.

Всего же на обоих заводах был выпущен 6961 такой грузовик.

Источник фото: m.fotostrana.ru
Источник фото: m.fotostrana.ru

Разумеется, со временем МАЗ-525 были вытеснены с лидирующих позиций. Но сегодня в живых не осталось ни одного грузовика этой модели. Единственное, что напоминает о нашем герое – несколько его памятников, самый известный из которых находится на окраине Дивногорска, Красноярский край:

МАЗ-525 – один из выдающихся советских грузовиков, который послужил первым шагом к производству карьерных самосвалов. Но он же активно помогал воплощать в жизнь крупные проекты, которыми так славился Советский Союз, и многие из которых действуют до сих пор. За это сегодня часть этих грузовиков и стоит на постаментах.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!