Еще во время существования Советского Союза в Минобороны задумались о разработке новейшего тягача, способного удовлетворить нужды специалистов ракетных войск. Ранее достаточно успешно эксплуатировавшийся МАЗ-543 морально устарел. Потребовалась не просто модернизация существующей модели, а разработка принципиально нового вездеходного транспорта, способного перевозить огромные и тяжелые межконтинентальные ракеты.
Мощнейшее советское машиностроение всего за год справилось с поставленной задачей. Под руководством инженеров военного подразделения МАЗ был разработан и построен макетный образец. Базовая модель все-таки нашлась среди отечественных грузовиков. Ею стал МАЗ-79301, но в серийное производство машина пошла под сокращенным наименованием МЗКТ-7930.
Первые предсерийные образцы
От момента разработки опытной модели до начала полноценных предсерийных испытаний прошло еще 2 года. Начали сказываться экономические, политические и иные проблемы, предшествовавшие развалу страны. Тем не менее, в период с 1992 по 1994 гг. на военных полигонах, в тяжелейших дорожных, погодных, климатических условиях проводились испытания сразу 2-х версий тяжелой машины:
- Базовое шасси (индекс 79305);
- Полноценный тягач МЗКТ-7415.
В 1995 году, после завершения различных «доработок» начались приемо-сдаточные испытания. Для проверки всех параметров тягача было созданы наиболее сложные условия для тестирования машины:
- Испытания «холодом». Автомобиль запускали, прогревали и проверяли на ходу в разных режимах работы. А температура окружающего воздуха должна была находиться в пределах -50°С.
- Устойчивость к воздействию ударной волны. Это крайне важный для армейской техники параметр должен был показать предел живучести ракетной установки, ее способность противостоять ударам противника. Имитацию ударной волны проводили в специально созданной аэродинамической трубе.
Завершились испытания только в 1998 году, после чего была подписана соответствующая техническая документация. Наконец, в 2000 году пришло время серийного производства. Сначала были только экспортные модели, а в Вооруженные Силы первое авто поступило только в 2003 году. Долговато
Некоторые технические характеристики
Особое внимание, конечно же, следует уделить непосредственно, шасси тягача. Колесная формула 8х8 не просто отличается повышенной проходимостью, но и сейчас, по прошествии более чем 20 лет, остается уверенным лидером в сегменте. При этом у грузовика сверхвысокая грузоподъемность, составляющая от 18 до 24-тонн! А допустимая масса нагрузки – это еще 19 тонн. Таким образом полная масса авто достигает величины в 40 тонн (почти как тяжелый бронированный танк).
На какие параметры стоит еще обратить внимание? Представьте себе, что без дозаправки эта несущая боеголовки машина, способна проехать до 1000 км! Да и тихоходом МАЗ-7930 никак не назовешь: максимальная скорость по шоссе составляет 70 км/ч, а по грунтовым дорогам – до 40 км/ч. Машина легко поднимется в гору, если угол подъема не превысит 55%, а угол въезда / съезда, составляет соответственно, 25 и 35 градусов.
Cверхтяжелую машину приводит в движение дизельный силовой агрегат ЯМЗ-846. Его мощность 0 503 л/с, а крутящий момент – 1960 Нм. Современный восьмицилиндровый (V8) мотор с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания, оснащен турбонагнетателем, а также системой охлаждения нагнетаемого воздуха. Для обслуживания базового шасси штатом предусмотрено всего 3 должности!
А что наверху?
На МЗКТ-7930, в качестве основного несущего комплекта оборудования, применена пусковая установка СПУ (индекс 9П78-1). Основное предназначение: обеспечение хранения, транспортировки, подготовки к запуску и пуску 2-х крылатых / баллистических ракет.
Великолепно зарекомендовавшее себя базовое шасси стало основой для создания и ввода в строй целого ряда иных ракетных комплексов. В настоящее время в военном строю находятся противоракетные комплексы «Бастион) и «Берег», антенные посты ЗРК С-400, специальные разведывательные комплексы, а также машины маскировки и обеспечения.
Интересно, что на некоторые машины изначально кроме моторов их Ярославля, устанавливали двигатели Deutz, работающие в комплексе с автоматической трансмиссией.
Несмотря на более, чем 30-летний возраст МАЗ-7930 и сейчас выглядит по-современному, обладает набором непревзойденных технических и эксплуатационных характеристик. Параллельно в ВПК ведется работа над улучшением качественного состояния сверхтягача!