ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ
Тормозные системы и механизмы
Правила использования расходников по тормозным системам, на самом-то деле, не слишком сложны. Они зависят:
— от типа тормозной системы,
— от наличия механических и электронных помощников,
— от массы автомобиля,
— а главное, от стиля езды, — первыми расходуются передние колодки, поскольку в процессе торможения перераспределение масс приходится на переднюю ось автомобиля.
По отзывам наших сервисменов пробеги передних колодок варьируются от 25-30 тыс км и порой до 90-120 тыс километров, с оглядкой на бренд и состав фрикционной смеси рабочего материала тормозной колодки, и, разумеется, опять же в зависимости от стиля езды. У спокойного офисного клерка или домохозяйки, а также у дальнобоев колодки ходят порой и больше 100 тысяч, а у городского молодого и горячего водителя они буквально «горят» и срок их жизни исчисляется всего несколькими десятками тысяч км.
Сроки замены задних колодок составляют примерно 2-3 срока работы передних, а за тормозными дисками нужно начинать следить после двух-трех замен колодок. Вначале диски протачиваются, чтобы убрать борозды и каверны, а также искривление рабочей поверхности, а со временем (когда истончаются до критических отметок), и вовсе заменяются новыми.
А что в это время происходит с тормозной жидкостью?
Требования и параметры тормозных жидкостей (ТЖ)
- При торможении кинетическая энергия авто, согласно классическим законам физики, преобразуется в тепловую. Горячие, а порой даже раскаленные колодки и диск передают тепло на поршень рабочего тормозного цилиндра, а дальше на сам цилиндр и на суппорт, и все они вместе нагревают тормозную жидкость в магистрали. Отсюда первое и главное требование к тормозной жидкости: как можно более высокая температура кипения. В момент закипания ВСЕГДА происходит завоздушивание тормозной системы и провал педали тормоза «в пустоту». Это самый страшный кошмар водителя, если кто-то в своей практике подобное переживал, то помнит потом всю свою жизнь.
- Второе требование к ТЖ — минимальная коррозионная активность. Требования к другим компонентам тормозной системы – максимальная коррозионная стойкость. Неоднократно закипевшая, а также набравшая со временем влагу из атмосферы ТЖ, значительно ускоряет процессы коррозии.
- Приличные смазывающие свойства не только снижают интенсивность износа сопряженных пар, но и соответственно удлиняют их жизнь. А это и манжеты на тормозных поршнях, и пара цилиндр-поршень, и все остальные компоненты системы.
- ТЖ должна иметь высокую стабильность вязкости, то есть оставаться в рабочем состоянии даже, например, при сильных морозах. И особо это актуально для современных автомобилей, оборудованных системами ABS, ESP и другими электронными и механическими ассистентами.
В основном именно по этим четырем параметрам и различаются тормозные жидкости современных классов DOT3, DOT4 и DOT5; чем он выше, тем качественнее параметры ТЖ и выше ее цена. Данная классификация появилась в обиходе специалистов вследствие стандарта, разработанного американским Министерством транспорта США, что по-английски — United States Department of Transport. Отсюда и родилась всем известная аббревиатура DOT.
В продаже можно также встретить жидкость «Класс-6», которая соответствует международному стандарту ISO 4925, а также тормозные жидкости РОСДОТ — РОСДОТ-4 и РОСДОТ-6. Также следует добавить, что внутри классов существуют подклассы, которые перемежаются и между разными стандартами, и «сотрудничают» с российскими ТУ.
Чтобы не запутаться во всех этих хитросплетениях и советах «бывалых спецов», постарайтесь придерживаться универсального правила — выбирайте ТЖ, рекомендованную производителем вашего автомобиля, и этот выбор делайте с дополнительным шагом в сторону более высокого класса и более высоких температур кипения. Не прогадаете!
Когда менять тормозную жидкость и нужно ли
После двух-трех лет эксплуатации повышается коррозионная агрессивность ТЖ, исчезают ее противопенные, смазывающие и прочие «способности», а главное — температура кипения тормозной жидкости однозначно снижается, со всеми вытекающими отсюда кошмарами, которые не просто потенциальны в критической ситуации, а весьма вероятны.
Как известно, моторное масло, масляный и воздушный фильтр производители рекомендуют заменять каждый год или каждые 10 тыс пробега. Тормозные колодки — по мере износа — передние чаще, задние по два-три срока работы передних, а тормозные диски ходят по два-три срока «своих» колодок.
А вот, например, тормозная жидкость подлежит замене каждые 2 года, вне зависимости от пробега вашего автомобиля.
Производители тормозных жидкостей указывают самые разные сроки их замены — от 2-х и порой до 5-ти лет. Но, поверьте, тормозная система — далеко не то место, где можно сэкономить. Простой арифметический расчет показывает, что тысяча-полторы рублей, растянутые на 2 года, — не слишком большие траты. Согласен также и с тем, что эти же полторы тысячи, если их растянуть на 5 лет, то это еще меньшие затраты. Однако 4-5 лет «жизни» тормозной жидкости — скорее маркетинг, чем технический параметр.
Повторял, повторяю и буду повторять — доверяйтесь профессионалам, и чем солиднее автосервис, тем более профессиональные специалисты тут работают.
Сергей Жебаленко
автомобильный инженер, журналист