То, что советским человеком себя может считать лишь тот, кто в детстве жевал гудрон - знает каждый.
Но - почему именно гудрон? Ведь в принципе, даже в отсутствии промышленно произведенной жевательной резинки, советская реальность предоставляла большой выбор жевательных субстанций. Давайте поговорим об их плюсах и минусах и начнем именно с гудрона.
Гудрон - это, по сути, тяжелая фракция нефти. Вопреки мнению, что гудрон это некая "химия", его вполне можно считать природным продуктом. Есть немало мест в мире, где на поверхность земли выступает природный асфальт - смесь песка, гальки и щебня с тяжелой нефтью, тем самым гудроном. По-французски, кстати, "goudron" - вообще деготь. Но французы тут, собственно, ни при чем. А важно то, что выступивший на свежий воздух гудрон постепенно превращается в битум - твердое смолоподобное вещество. В отличие собственно от жидкости - гудрона. В строительстве их так и различают: гудрон - жидкость, битум - твердая смола. Так что советские дети жевали все-таки битум, пусть и называли его иногда гудроном.
В 1927 году один американский профессор решил доказать, что битум является жидкостью, хоть и выглядит как твердое вещество. Такие свойства известны для некоторых аморфных субстанций - например, обычного стекла. Он поставил эксперимент, расположив плиту битуму так, чтобы с нее могла образоваться и стечь капля. И она таки стекла. На этой у нее ушло 8 лет. Обратись он к советским детишкам, можно было бы сильно сэкономить время.
Как жевательная резинка битум (в быту часто - гудрон) проявлял следующие положительные свойства. Он не пачкал зубы. Не имел резких "химических" привкусов. При длительном жевании сохранял свои механические свойства - не растекался, не растворялся в слюне, не таял, не становился слишком мягким. Имел нейтральный вкус, напоминающий парафин.
Из минусов жевательного битума нужно отметить главный - необходимость его разжевывать. Еще в древности было известно, что битум способен высыхать и растрескиваться. И чем он суше и растресканнее, тем труднее его разжевать. Иногда на это, в зависимости от размера куска, могло уходить 30-40 минут и больше. Поэтому в любой компании ценились ребята с крепкими челюстями, способными разжевать большой кусок битума и поделиться уже разжеванным, мягким.
Также минусом можно считать неосторожность обращения строительных рабочих с этим важным веществом. Смешанный с песком или гравием битум становился, по понятной причине, бесполезным как жвачка. Очистить его можно было только растопив до жидкого состояния и отфильтровав, но этим никто не занимался.
Кстати, нигде не отмечено негативного влияния битума на здоровье человека. Судя по всему, это нейтральное вещество, и его жевание не приводит к отравлениям, быстрым или медленным, не разрушает зубы и не нарушает состав микрофлоры рта. (если только это не был кислотный битум, с высоким содержанием серной кислоты в составе - но найти такое неприятное чудо можно было разве что в больших квадратных батарейках "Планета", а у советских детей хватало ума не жевать ничего из батареек).
Другой возможной жвачкой для советских детей могла быть сырая резина, кусочки или целые упаковки которой можно было обнаружить на тех же стройках. Она представляла собой вязкое волокнистое вещество с, чаще всего, нейтральным вкусом, вполне подходящее для жевания. Но жевать ее можно было только очень небольшими кусочками. Меньше, чем современный кусочек жевательной резинки. А все из-за склонности распадаться на волокна и прилипать к зубам. Поэтому сырая резина ценилась гораздо ниже битума/гудрона. К тому же она могла содержать вулканизатор - серу. И хотя это было редкостью, такой риск всегда надо было иметь в виду и тщательно нюхать эту смесь синтетических каучуков перед употреблением.
Прекрасную возможность пожевать жвачку представляли советскому ребенку бутылочные пробки из белой полупрозрачной пластмассы. Такие попадались от шампанского и некоторых вин. Главным плюсом тут было то, что речь шла изначально о пищевом пластике, не опасном для здоровья. Минусом - его надо было разжевывать очень долго, буквально часами (сравни с 20-30-минутным битумом). К тому же, разжеванный пластик не был стабилен. По мере жевания, он все больше и больше мягчел и разжижался, пока не превращался в некое подобие густого плевка. Каковым и выплевывался. Путь стандартной винной пробки от твердого состояния до плевка занимал от нескольких дней до нескольких часов. Никто не знает, от чего это зависело.
Наконец, древесная смола. Которую тысячелетиями жевали наши славянские и не очень славянские предки и которая сейчас продается в аптеках как "натуральная" замена жевательной резинки - все эти "серки" и "смолки". Как изготавливалась в кустарных условиях отлично описано великим Фазилем Искандером в его рассказах о Чике. И даже экранизировано. Зрелище то еще: огонь, консервная банка, куски смолы с деревьев, долгое вываривание.
Сложно назвать какой-то плюс этих природных смолок. Можете купить в аптеке и убедиться, насколько они химозны и отвратительны на вкус. Кустарные были такие же. А еще их часто было просто трудно жевать из-за очень высокой жесткости самого вещества. Не знаю, от чего это зависело - может, от породы деревьев или опыта варки. В любом случае, это был самый неприемлемый для жевания вариант. Оправдать его применение могло только полное отсутствие битума - как в какой-нибудь грузинской глуши.