Любая семья мечтает жить без конфликтов, но порой диалог с самым близким человеком заходит в тупик, где итогом всегда остается ссора. Дома, на работе, с друзьями, люди часто сталкиваются с непроходимой стеной в коммуникации, где два оппонента отказываются слышать и принимать мнение другого.
- Как сообщать о своем недовольстве, обиде, злости без конфронтации в диалоге?
- Как заявлять о своих ожиданиях так, чтобы избежать ссор и споров?
- Как донести свои мысли, чтобы окружающие были готовы внести коррективы в свое поведение?
- Почему критика часто обижает людей, и как вести диалог, чтобы избежать конфронтации?
О разрушающей силе – «ТЫ»
Каждый человек периодически слышит в свой адрес риторику, которая начинается с местоимения «ТЫ»:
«Ты постоянно на работе, и не уделяешь мне внимания»
«Ты мне не звонишь, значит, ты меня не любишь и я тебе не нужна»
«Ты, что не понимаешь, что мне тут плохо»!?
«Ты нарочно так себя ведёшь».
«Ты всегда оставляешь бардак. Из-за тебя я опоздала!».
Форма такой коммуникации называется «ТЫ-сообщения»
Оппоненту всегда досадно слышать подобное, даже если его поступок действительно привел к неприятным последствиям.
В такую форму заложен посыл:
«Во всем виноват Ты»!
«Ты плохой, и поступаешь неправильно».
Что происходит в этой маленькой коммуникации?
На самом деле, тут бурлит колобарация из: чувств, мыслей, эмоций и потребностей.
В восприятии обвиняющего происходит слияние человека с его поступком, а оценка личности осуществляется через призму одного действия.
А если учесть, что такую конструкцию часто сопровождают оскорбления, обвинения, обобщения, агрессивные формулировки и ярлыки, то это короткое «ТЫ» острым ножом вонзается в границы другого человека.
Обиженный человек сам становится обидчиком, когда пытается восстановить справедливость.
Оба человека находятся в режиме «защита и нападение», о конструктивных взаимовыгодных решениях не может быть и речи.
Любому обидно, когда его несправедливо оскорбляют и неадекватно оценивают, и даже обесценивают все прежние его заслуги.
Что происходит с тем, кто пользуется конструкцией «ТЫ-сообщения»?
Человек испытывает негативные эмоции от поступка другого. Он сообщает о своих чувствах, не выбирая выражения. Ему кажется, что он испытывает праведный гнев или справедливую обиду.
Но человек, использующий «ТЫ-сообщения», отказывается брать ответственность за свой дискомфорт, и ждёт, что другие будут вести себя так, как ему этого хочется и при этом догадываться о его желаниях.
«ТЫ-сообщения» – это попытка решить свои проблемы за чужой счёт, чужими руками. А оскорбления, ярлыки, обобщения, агрессивные формулировки – это рычаги давления.
Он не решает свою проблему потому, что другие не хотят подчиняться агрессору, и он не видит, как можно было разрешить ситуацию иначе или предотвратить ее. Ему мешает обида и злость.
Итак, в противовес деструктивному «ТЫ», у вас есть уникальная возможность замены, которая позволит вывести любые отношения и диалоги, абсолютно на новый уровень - организующий гармонизацию и баланс для всех участников коммуникации. Это техника: «Я-Сообщения»
Алгоритм построения «Я-Сообщений»
Для удобства я буду проводить параллель с «ТЫ-сообщениями» в начале статьи.
В структуре 4 основных пункта.
1.Факт
Вы описываете ситуацию, которая вас расстроила, но говорите только о: самих событиях, и как они вас коснулись:
Я много времени провожу дома в одиночестве.
Я всегда в ожидании твоего звонка.
Я болею и чувствую слабость.
Я опоздала с утра на работу, потратив время на уборку.
2.Чувство
Вы выражаете чувства, которые вызвало это событие:
Мне грустно, я по тебе скучаю.
Я переживаю за тебя.
Я обижена.
Я раздражена.
Я чувствую злость.
3. Описание
Вы описываете и объясняете детали, почему такие чувства возникают у вас:
Ты для меня важен! Для меня ценно проводить время с тобой.
Мне в голову приходят мысли о чем-то плохом, что могло с тобой случиться.
На меня сильно давить одиночество - в отсутствии тебя.
4. Пожелания
Вы прямо и открыто заявляете о своих желаниях.
Мне бы очень хотелось проводить все выходные вместе с тобой.
Я была бы просто счастлива, если твои звонки будут почаще.
Я мечтаю о том дне, когда ты начнешь складывать свои вещи аккуратно.
А теперь давайте попробуем сравнить наши «ТЫ-сообщения» в начале статьи и соединить трансформированную версию в «Я-Сообщений»
Первое
«ТЫ»:
«Ты постоянно на работе, и совсем не уделяешь мне внимания»
«Я»:
«Я много времени провожу дома в одиночестве - мне грустно, и я по тебе сильно скучаю. Ты для меня важен! Время проведенное с тобой бесценно. Я мечтаю, чтобы ты услышал моё желание о совместно проводимых выходных!
Второе
«ТЫ»:
«Ты мне не звонишь - значит, ты меня не любишь, и я тебе не нужна»
«Я»:
«Я всегда жду твоего звонка. Я переживаю за тебя. Мне в голову приходят мысли о том, что с тобой могло случиться что-то плохое. Я тебя очень сильно люблю и была бы благодарна, если бы ты почаще звонил мне».
Третье
«ТЫ»
«Ты всегда оставляешь бардак. Из-за тебя я опоздала!».
«Я»:
Потравив время на уборку, я не пришла вовремя на работу. Я чувствую раздражение и злость. Я не могла оставить такой бардак, так как вечером будут гости. Я мечтаю о том дне, когда ты начнешь складывать свои вещи аккуратно, помогая мне этим.
Как мы видим - разница между двумя вариантами огромная.
И конечно же Я-Сообщения выглядят как инструмент, который полностью меняет атмосферу в коммуникации.
Правила использования «Я-Сообщения»
Эти правила помогут избежать ошибок в составлении Я-Сообщений:
- Сохранять фокус на себе, двигаясь от пункта к пункту.
Для этого надо описывать только свои чувства, мысли желания и действия. - Говорить мягко.
- Говоря о проблеме, сместить фокус с человека на действие, обезличить сообщение.
- Говорить о конкретной ситуации, не вспоминая прошлое, не делая предположений о будущем.
Резюмируя:
Техника «Я-Сообщения» позволяет показать собеседнику, что его границы не нарушены, его точка зрения принимается в расчет и к его праву выбора относятся с уважением. И одновременно с этим - человек экологично выражает свое состояние, и состояние текущих дел.
Мои клиенты, которые овладели этим навыком, отправили отдыхать на кладбище свои ссоры и семейные конфликты, в несколько раз улучшив качество коммуникации и укрепив отношения с самыми близкими.
Загляните в подборку на эту тему:
Подписывайтесь на блог Кликайте «Спасибо».
Я всегда признателен вашей активности.
Пишите в комментариях своё мнение о этой статье.
© Все права защищены.
Эксперт по зависимость/созависимость Буренков Д.В.
На консультацию Вацап: 8-918-253-73-83