БЕЗ КОЛЯСКИ
Вопреки бытующему среди мотоциклистов убеждению, законодательного запрета на эксплуатацию тяжёлых мотоциклов-оппозитов без коляски в СССР не было. Инспекторы ГАИ ссылались на заводские данные, запрещающие такой шаг. В инструкции к «Днепру» было записано: «Мото цикл предназначен для эксплуатации с коляской». Инструкция к «Уралу» была ещё категоричнее: «Мотоцикл«Урал» — дорожная машина тяжёлого типа — предназначен для эксплуатации только с боковой прицепной коляской». Так что попытки езды на оппозите-одиночке ГАИшники безапелляционно пресекали: «Сынок, покажи хоть одну заводскую бумагу, разрешающую езду без коляски, — и я тебя сразу отпущу».
Между тем Ирбитский и Киевский мотозаводы и во времена СССР выпускали мотоциклы-одиночки. Но лишь для специфических потребителей. Во-первых, для спецслужб: в Ирбите делали патрульные мотоциклы для милиции, а в Киеве — эскортные для почётного сопровождения первых лиц государства и их гостей. Во-вторых, небольшое количество мотоциклов-одиночек поставляли по заказ-нарядам на экспорт. Обе темы порой тесно переплетались. Так, в первой половине 70-х го- дов была разработана модель «Днепр-10.6», предназначенная, как следовало из технического задания, «для экспорта в высокоразвитые страны». Как и у эскортных мотоциклов, у этого прототипа были стеклопластиковые крылья и обтекатель, передние и задние дуги безопасности.
Развитием экспортной темы стал разработанный в 1974 году мотоцикл DnieprSpecial. На заводе он получил прозвище «Америка», что показывало потенциальный рынок сбыта. На этот раз киевские конструкторы провели серьёзную работу: мотоцикл получил новую раму, крепление маятника задней подвески на конических подшипниках, 18-дюймовые колёса, пятиступенчатую коробку передач, новую переднюю вилку, «перевёрнутую» карданную передачу с упругой муфтой у заднего колеса, воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом и комбинацию приборов со спидометром и тахометром. 650-кубовый двигатель, форсированный до 38 л. с., разгонял машину до скорости 140 км/ч.
В свою очередь, наработки DnieprSpecial стали основой для специального эскортного мотоцикла следующего поколения - модели «Днепр-14.9». Стоит с со- жалением отметить, что пошедший в серию более чем через полтора десятилетия KM3-8.157-01 проигрывал опытному мотоциклу и технически, и эстетически.
ПРОЗА ЖИЗНИ
Начавшаяся в середине 80-х годов перестройка породила немалые надеж- ды на перемены к лучшему. Вместе с тем пришло понимание, что «дальше так жить нельзя». Наиболее дальновидные руководители нашей мотопромышленности осознавали, что заводам предстоят большие и кардинальные перемены — правда, тогда никто и не мог предположить, что эти перемены в конце концов не оставят от этой отрасли камня на камне.
Понимая, что вскоре будет невозможно выпускать стотысячными тиражами одну-две модели, руководители сделали ставку на расширение модельной гаммы. Вспомнили и об оппозитах-одиночках. Киевский мотоциклетный завод включил в план опытно-конструкторских работ разработку такого мотоцикла, получившего индекс KM3-8.157. Вполне логично было взять за основу уже освоенную заводом «одиночку» — эскортный мотоцикл «Днепр-14.9М» (по принятой в 70-е годы номенклатуре обозначений KM3-8.953). Тем более что технические параметры этой машины если и не потрясали воображение, то внушали уважение: 750-кубовый двигатель мощностью 50 л. с., электрозапуск, пятиступенчатая коробка передач. Для грядущего 157-го от «эскортника» были использованы силовой агрегат (увы, без электрозапуска, поскольку подходящий стартерный аккумулятор никто в CCCP не собирался выпускать), передняя вилка, задний маятник на конических подшипниках, приборная панель со спидометром и тахометром. Всё это соединялось с модернизированной серийной рамой и небольшим полуобтекателем.
Но выпускать машину более-менее крупной серией — совсем не то что делать единичные экземпляры на экспериментальном участке (в 1986—1990 годах было собрано всего 30 экземпляров «Днепр-14.9М»). Поэтому конструкторы вскоре перешли к проектированию упрощённого варианта KM3-8.157-01. В основе его был не дорогой «Эскорт», а стандартная модель «Днепр-11» (KM3-8.155), лишённая коляски и оснащённая 18-дюймовыми колёсами и маятником задней подвески на конических подшипниках. Естественно, мотоцикл-одиночка получил также главную передачу с передаточным отношением, уменьшенным до 3,89 (за счёт установки ведущей конической шестерни с 9 зубьями ). Изменено было и передаточное отношение шестерён привода спидометра. Кроме того, мотоцикл получил пружины передней вилки и задних амортизаторов уменьшенной жёсткости, новое переднее крыло и мостики (траверсы), седло с защёлкой, инструментальный ящик, боковые панели облицовки, боковую подставку и дуги безопасности. Указатели поворотов были установлены с обеих сторон. Интересно, что коробка передач оставалась стандартной, с передачей заднего хода. Для блокировки её случайного включения был предусмотрен специальный упор.
На раме оставались крепления для подсоединения коляски. В инструкции было записано, что мотоцикл KM3-8.157-01 предназначен для эксплуатации без бокового прицепа, но его подсоединение разрешается при условии установки ряда деталей (более жёстких пружин подвески, привода тормоза коляски и т. п.), 18-дюймового колеса на коляску, а главное — при сохранении общей нагрузки на мотоцикл с коляской не более 170 кг. Это требование было вызвано тем, что специальные шины для«одиночки» никто не озаботился создать - применялись шины 3,50-18 от мотоциклов ИЖ, с малой допустимой нагрузкой.
Серийное производство мотоцикла KM3-8.157-01 «Днепр» началось в 1991 году, когда было сделано 387 «одиночек», все кирпично-оранжевого цвета.
❗Читайте так же статьи по теме:
✅ 6 фактов киевских мотоциклах (КМЗ).
✅ Народная «чекушка» - Jawa 250/353. Эволюция от «кивачки» до «панельки».
✅ Тайная разработка мотоцикла Jawa 250/353 «чекушка» или парижский триумф чешских мотоциклов.
✅ «HONDA» представила самобалансирующийся мотоцикл.