Найти в Дзене
Биореактор

Идеальный тайм-менеджемент

Периодически каждый из нас сталкивается с тем, что ему не хватает времени. На работу, на семью, на себя в конце концов! Некоторые могут жить в режиме постоянной нехватки времени годами, но не наш герой, потому что у него на всё про всё лишь пять минут. Ну… вернее, у его взрослой формы.

Представьте себе: ваше счастливое детство подходит к концу, вы вступаете во взрослую жизнь, полную чарующих открытий. Вас поздравляют с совершеннолетием и… включают таймер. Добрая песенка из кинофильма «Карнавальная ночь» уже не кажется доброй, а Николай Трубач вообще кажется гадом!

Вы судорожно мечетесь, вам кричат, мол, часики тикают и очень быстро, так что скорее находи свою вторую половинку! Какой еще ресторан? Лишь бы пожрать! Какое кино? Некогда! Быстро – замуж… хотя к чёрту, сразу давай рожай борщи… эээ, детей, тьфу, личинусов. Ладно, можно просто яйца, только быстро!

Безумие, верно? А вот для Dolania Americana из отряда Ephemeroptera, также известного как подёнки или мухи-однодневки, это суровая реальность. Кстати, мухами они не являются, и вообще появились куда раньше. Подёнки, а точнее их далекие предки, были одними из первых летающих насекомых на планете.

Американские палеонтологи из Музея сравнительной зоологии в Гарварде обнаружили в одном из болот штата Массачусетс окаменелость с отпечатком насекомого. Исследования показали, что вероятнее всего это была подёнка, и жила она 300 миллионов лет назад.

Кстати, эта находка на текущий момент является древнейшим отпечатком насекомого из всех. Стоит отметить, что подёнки сохраняют и некоторые особенности, присущие, вероятно, именно древним насекомым. Например, способность линять во взрослом возрасте, именуемом имаго. Все прочие насекомые линяют исключительно на стадии личинки. И… на самом деле, это скорее минус, так как подёнки летают.

У прочих современных насекомых крылья лишены живых тканей, за исключением покрова, состоящего из живых клеток. Полинять такое крыло не способно.

Ну а у подёнки, как и у многих древних насекомых, внутри крыла сохраняются живые ткани, и она может полинять. Однако из-за этого крылья подёнки тяжелее, и это делает её полет… ну, далёким от изящества.
Однако отвлечёмся от родственников и поговорим подробнее о нашем герое.

Обитает наш герой в ручьях и реках Алабамы, Флориды, Джорджии, Луизианы, Северной Каролины, Южной Каролины и Висконсина.

Начнем, пожалуй, с его детства. Будучи нимфочкой, подёнка имеет размер всего в несколько миллиметров и выглядит следующим образом: тело - цилиндрическое. Голова плоская с выступающими с брюшной стороны усиками. Брюшко обычно несёт три (иногда два) длинных хвоста и шесть пар жабер снизу. Причём первый сегмент брюшка имеет пару одиночных жабер, а другие сегменты несут пары более мелких раздвоенных жабер. Все ноги без когтей, так как они используются не для ползания. Задние две пары ног защищают жабры, передняя же пара снабжена острыми как бритва щупальцами, которые используются для охоты и манипулирования добычей.

Кстати, лишь семь из 2 500 видов подёнок являются хищниками. Диета маленькой злюки состоит из личинок мошек, которые выживают в той же среде обитания, но могут также включать микроракообразных, личинок мокрецов, нематод и иногда тихоходок.

И кошмарить ещё более маленьких и слабых соседей нимфа будет около двух лет. Правда, её тоже нередко пытаются съесть, благо желающих хватает среди тех же рыб. Но в планы нимфы быть съеденной никак не входит, потому она зарывается в песок, причём, по некоторым данным, до 30 сантиметров в глубину. С учётом того, что взрослые особи не превышают размерами 13 мм. Это как если бы человек зарылся на глубину, в которую может поместиться восемнадцатиэтажный дом.

Впрочем, когда наступает пора выбраться из воды на поверхность, возможности зарыться уже нет, а вот опасностей – хоть отбавляй! Птицы, летучие мыши, стрекозы и пауки… В общем, все, кто может, с удовольствием слопают малютку размером в 10-13 мм., у которой даже острых щупалец не осталось!

Взрослая Dolania Americana имеет бледно-коричневато-фиолетовый цвет. Ротовые органы рудиментарные. Глаза большие, особенно у самцов. Имеются большие треугольные сетчатые прожилки передних крыльев и меньшие задние крылья. Передние конечности имаго длинные, но два внешних хвоста на конце брюшка длиннее: часто более чем в два раза превышают размер остального тела.

Итак, как только нимфа выбирается из воды, она незамедлительно линяет и превращается в субимаго, после чего отлетает на небольшое расстояние от водоёма, опускается туда, где ей кажется более-менее безопасно, и отдыхает.

-2

Что характерно, уже с этого момента поведение самок и самцов существенно различается. Самец сбрасывает последнюю шкурку и становится симпатичным блестящим имаго, после чего отправляется на поиски самки.

Самки вроде как знают, что их родственницы-однодневки тоже должны бы взлететь и отправиться на поиски самцов: брачные танцы над водой, совокупления в полете, в общем, романтика! Но… им лень. Ну, или, может, они изо всей мочи экономят силы.

Как бы то ни было, самки превращаться в имаго не желают, да и куда-то лететь – тоже. Они сидят и ждут своего принца, правда, не очень долго. Срок жизни самки составляет всего пять минут, после чего она погибает. И за эти пять минут она должна успеть отлететь от водоема, дождаться суженого, спариться, вернуться к водоему и снова отправиться ко дну, где она отложит до 60 яиц, которые ещё нужно успеть закопать, иначе их кто-нибудь обязательно слопает!

-3

Что интересно, самцы живут в шесть раз дольше – аж до 30 минут, хотя, казалось бы, дел у них куда меньше. Впрочем, поди найди ещё свою половинку за полчаса, когда она размером около сантиметра, а ты только-только начал познавать мир. Да и конкурентов завались, часть из которых хочет заветную самочку сожрать, а часть… ну, не сожрать, но тебя и это не устраивает!

Итог один: через пять минут или через полчаса все эти насекомые гибнут и, как правило, попадают в родной водоем. В эти дни рыбаки ходят в плохом настроении, так как рыба объедается мёртвыми насекомыми и плохо зарытыми яйцами, после чего плавает сытая и не хочет клевать на наживку. И рыбу можно понять.

-4

Живущие по берегам реки Сепик в Новой Гвинее туземцы снимают слой совокупившихся мертвых подёнок с поверхности воды и запекают их в лепешках из саго. Утверждают, что на вкус это похоже на черную икру.
Непосредственно Dolania Americana попробовать не доводилось, но наверняка она не сильно отличается от родственниц.

Что же касается яиц… Они будут вызревать в песке до года, после чего начнётся двухлетнее детство. Три года подготовки к пяти минутам взрослой жизни.

Автор: Иван Орлов