Масленица – древний, загадочный и веселый праздник у Славян, а может и вовсе новый год по мировоззрению тех далеких времен.
По широте и размаху празднования один из центральных праздников годового цикла, а может и самый главный в годовом цикле.
С датой празднования нового года целая история. У Славян дохристианской эпохи новый год праздновался 22 марта в день весеннего солнцестояния. Ведь после принятия христианства в 988 г. новый год перенесен с 22-е марта на 1-е марта, чтобы отделить его от языческого нового года. Затем Иван III провозгласил Москву третьим Римом и в 1492 г. Россия перешла на византийский календарь и новый год был 1-го сентября. А при Петре I новый год перенесли на 1-е января с 1700 г.
Как это праздник назывался ранее неизвестно, но одно из названий, дошедших до нас в летописях - Велик день.
Существует множество версий происхождения и смысла этого праздника, но думаю, что самую вероятную описали Вс. Ф. Миллер и Б. А. Рыбаков. Некоторые исследователи считали, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса.
По мнению Вс. Ф. Миллера и Б. А. Рыбакова, в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у ряда народов, использующих солнечный календарь, является началом нового года.
По этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—25 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста, во время которого веселье считалось недопустимым.
Я вот сторонник этой гипотезы. Ведь сегодняшняя масленица в конце февраля как-то выбивается из других праздников славян перекочевавших в христианство, центральные праздники всегда выпадали на дни солнцестояния 22 числа. Логично было бы масленицу или «новый год» праздновать 22 марта в день весеннего солнцестояния, когда солнце поворачивается на лето. Логичный праздник для народов, живущих аграрным укладом, и очень привязанным к солнечному циклу. Солнце повернулось на лето, значит нужно готовиться к работам на земле.
С приходом Христианства праздники имеющие свои корни в дохристианской эпохе («язычестве») пытались запретить или переиначить под свой лад и вложить в праздник свой смысл.
Так как праздник отмечается до сих пор значит полностью его запретить не удалось. Да, конечно сейчас уже не всем понятны обряды, мероприятия и конкурсы которые устраивают на празднествах, это скорее похоже на механическое воспроизведение каких-то архаичных действий, но наши предки вкладывали в этот праздник большой смысл, отчего и были такие масштабные празднования.
Тут вам и перетягивание каната, кулачные бои, захват крепости и это в сам праздник, а за неделю до этого целый ряд обрядов. Масленица завершалась сжиганием чучела зимы. Считалось, что приходил новый год, то есть новое солнце (астрономически это 22-25 марта), оно уже грело (прогревало почву), а значит нужно было готовить инвентарь к работе на земле.
Вторая часть этого праздника связанная с обрядовой едой (блинами) ещё менее изучена и таинственна.
В детстве я думал, что блины это символ - маленькое солнышко и все их едят, все же весна не за горами. Но тут совсем недавно узнал, что это оказывается обрядовая еда, поминальная еда и похожа она больше на луну, а не на солнце.
Некоторые, уже можно сказать современные, исследователи считают, что на эти даты 22-25 марта выпадали даты поминовения всех предков, так как считалось, на границе зимы и лета самая тонкая грань между «этим» и «тем» светом. Не зря одним из обязательных обычаев на масленицу считалось поход на кладбище, для поминовения. Выходит перенос праздника с астрономической даты 22-25 марта (даты празднования в дохристианскую эпоху) не только отделило его от «языческого праздника», но и сместило единственно возможные даты поминовения предков, как считали люди тех времён, на случайные даты в феврале.
Попытался изложить свой взгляд на это праздник. Хотелось бы узнать и Ваше отношение к этому празднику.
Фото сделаны на праздновании широкой масленицы на Измайловском острове.
Всем спасибо за внимание!