Airbus A300 – широкофюзеляжный авиалайнер, разработанный компанией Airbus. Европейский аэрокосмический производитель Airbus Industrie официально был создан 18 декабря 1970 года как раз для разработки и производства A300.
Базовая версия самолёта A300B1 совершила первый полёт 28 октября 1972 года. Она представляла из себя двухмоторный широкофюзеляжный авиалайнер, который мог вмещать 247 пассажиров в двухклассной компоновке и был способен пролететь 3400 км. Самолёт был оснащён двумя двигателями General Electric CF6-50A, имел максимальный взлётный вес (MTOW) 132 т, и длину 51 м. Экипаж состоял из трёх человек. Было построено всего два прототипа этого варианта, прежде чем он был конвертирован в модель A300B2.
Air France, как стартовый заказчик этой модели, поставил авиастроителям задачу увеличить количество посадочных мест. И в Airbus решили, что первый серийный вариант должен быть больше оригинального прототипа. A300B2-100 с двигателем CF6-50A стал на 2,6 м длиннее, чем A300B1, и имел увеличенную грузоподъёмность – 137 т, что позволило установить 30 дополнительных мест. В июне 1973 года A300B2 совершил свой первый полёт.
Для A300B2-200 в корневой части передней кромки были введены щитки Крюгера и изменены углы наклона предкрылков с 20 градусов до 16-ти, а также были внесены другие изменения с целью увеличения подъёмной силы. Это было сделано для улучшения характеристик при эксплуатации в высокогорных аэропортах. Эта модификация была оснащена двигателями CF6-50C и имела увеличенную грузоподъёмность – 142 т. Вскоре на самолёты этой модели начали устанавливать двигатели Pratt & Whitney JT9D-59A, правда таких было произведено всего четыре самолёта.
Затем, в 1975 году, была сертифицирована новая модификация A300B4, позже названная A300B4-100. Самолёт был дополнен центральным топливным баком на 47,5 тонн и имел дальность полёта 5300 км. А четырьмя годами позже был сертифицирован A300B4-200, грузоподъёмность которого увеличилась до 165 тонн, а в заднем грузовом отсеке был установлен дополнительный топливный бак, что позволило увеличить дальность полёта до 6300 км.
A300-600, официально обозначенный как A300B4-600, был немного длиннее моделей A300B2 и A300B4 и имел увеличенное внутреннее пространство, позволявшее ему иметь два дополнительных ряда сидений. Первоначально он был оснащён двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4H1, но позже на него поставили двигатели General Electric CF6-80C2, причём двигатели Pratt & Whitney PW4056 или PW4058 были представлены в 1986 году. Также многочисленные изменения коснулись крыла. Самолёт стал способен преодолевать до 7 500 км.
Вскоре Airbus получил запрос на самолёт меньших размеров, нежели A300. И 7 июля 1978 года по заказам Swissair и Lufthansa был запущен в производство A310 (первоначально A300B10). 3 апреля 1982 года первый прототип совершил свой первый полёт, а 11 марта 1983 года он получил сертификат типа.
Сохраняя то же поперечное сечение в восемь рядов, A310 стал на 6,95 м короче, чем первоначальные варианты A300, и получил крыло меньшей площадью. На самолёте была установлена стеклянная кабина для двух членов экипажа, позже принятая и для A300-600. Лайнер приводился в действие теми же турбовентиляторами GE CF6-80 или Pratt & Whitney JT9D, а также PW4000. Он вмещал 220 пассажиров в двух классах или 240 в эконом-классе и был способен совершать полёты на расстояние до 9540 км. Всего до последней поставки в июне 1998 года было произведено 255 самолётов этого типа. На смену им пришёл более крупный Airbus A330-200. Но это уже другая история.