Найти в Дзене
Aviaposter.com

Первенец еропейского концерна.

Airbus A300 – широкофюзеляжный авиалайнер, разработанный компанией Airbus. Европейский аэрокосмический производитель Airbus Industrie официально был создан 18 декабря 1970 года как раз для разработки и производства A300.

Первый Airbus A300B1
Первый Airbus A300B1

Базовая версия самолёта A300B1 совершила первый полёт 28 октября 1972 года. Она представляла из себя двухмоторный широкофюзеляжный авиалайнер, который мог вмещать 247 пассажиров в двухклассной компоновке и был способен пролететь 3400 км. Самолёт был оснащён двумя двигателями General Electric CF6-50A, имел максимальный взлётный вес (MTOW) 132 т, и длину 51 м. Экипаж состоял из трёх человек. Было построено всего два прототипа этого варианта, прежде чем он был конвертирован в модель A300B2.

Air France, как стартовый заказчик этой модели, поставил авиастроителям задачу увеличить количество посадочных мест. И в Airbus решили, что первый серийный вариант должен быть больше оригинального прототипа. A300B2-100 с двигателем CF6-50A стал на 2,6 м длиннее, чем A300B1, и имел увеличенную грузоподъёмность – 137 т, что позволило установить 30 дополнительных мест. В июне 1973 года A300B2 совершил свой первый полёт. 

Airbus A300B2-1C Air France F-BVGC.  Фото: Lewis Grant
Airbus A300B2-1C Air France F-BVGC. Фото: Lewis Grant

Для A300B2-200 в корневой части передней кромки были введены щитки Крюгера и изменены углы наклона предкрылков с 20 градусов до 16-ти, а также были внесены другие изменения с целью увеличения подъёмной силы. Это было сделано для улучшения характеристик при эксплуатации в высокогорных аэропортах. Эта модификация была оснащена двигателями CF6-50C и имела увеличенную грузоподъёмность – 142 т. Вскоре на самолёты этой модели начали устанавливать двигатели Pratt & Whitney JT9D-59A, правда таких было произведено всего четыре самолёта.

Airbus A300B4-102 Olympic Airways SX-BEG "Diomedes". Иллюстрация aviaposter.com
Airbus A300B4-102 Olympic Airways SX-BEG "Diomedes". Иллюстрация aviaposter.com

Затем, в 1975 году, была сертифицирована новая модификация A300B4, позже названная A300B4-100. Самолёт был дополнен центральным топливным баком на 47,5 тонн и имел дальность полёта 5300 км. А четырьмя годами позже был сертифицирован A300B4-200, грузоподъёмность которого увеличилась до 165 тонн, а в заднем грузовом отсеке был установлен дополнительный топливный бак, что позволило увеличить дальность полёта до 6300 км.

Airbus A300B4-203 Cruzeiro PP-CLA. Иллюстрация aviaposter.com
Airbus A300B4-203 Cruzeiro PP-CLA. Иллюстрация aviaposter.com

A300-600, официально обозначенный как A300B4-600, был немного длиннее моделей A300B2 и A300B4 и имел увеличенное внутреннее пространство, позволявшее ему иметь два дополнительных ряда сидений. Первоначально он был оснащён двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4H1, но позже на него поставили двигатели General Electric CF6-80C2, причём двигатели Pratt & Whitney PW4056 или PW4058 были представлены в 1986 году. Также многочисленные изменения коснулись крыла. Самолёт стал способен преодолевать до 7 500 км.

Airbus A300-60SR American Airlines N14077. Иллюстрация aviaposter.com
Airbus A300-60SR American Airlines N14077. Иллюстрация aviaposter.com

Вскоре Airbus получил запрос на самолёт меньших размеров, нежели A300. И 7 июля 1978 года по заказам Swissair и Lufthansa был запущен в производство A310 (первоначально A300B10). 3 апреля 1982 года первый прототип совершил свой первый полёт, а 11 марта 1983 года он получил сертификат типа.

Airbus A310 TAP Portugal CS-TEX
Airbus A310 TAP Portugal CS-TEX

Сохраняя то же поперечное сечение в восемь рядов, A310 стал на 6,95 м короче, чем первоначальные варианты A300, и получил крыло меньшей площадью. На самолёте была установлена стеклянная кабина для двух членов экипажа, позже принятая и для A300-600. Лайнер приводился в действие теми же турбовентиляторами GE CF6-80 или Pratt & Whitney JT9D, а также PW4000. Он вмещал 220 пассажиров в двух классах или 240 в эконом-классе и был способен совершать полёты на расстояние до 9540 км. Всего до последней поставки в июне 1998 года было произведено 255 самолётов этого типа. На смену им пришёл более крупный Airbus A330-200. Но это уже другая история.