Художественное стекло – одно из самых ярких и уникальных направлений декоративно-прикладного искусства эпохи модерна. Еще никогда мастера не были так увлечены бесконечными экспериментами со стеклом и не создавали так много оригинальных по своей форме и декоративному решению произведений. Именно в это время Луис Комфорт Тиффани изобрел свое легендарное стекло фавриль, Рене Лалик создал уникальные стеклянные произведения в технике «исчезающего воска», а Эмиль Галле прославился фантастическими вазами из многослойного стекла. И это лишь некоторые из достижений.
Профессионально занимаясь ботаникой и химией, будучи опытным технологом, талантливым дизайнером и образованным любителем современной поэзии, Эмиль Галле синтезировал свои обширные познания в созданных им стеклянных шедеврах. Его вазы, представляющие собой органичное сочетание плавных текучих форм и природных мотивов, стали знаковыми произведениями эпохи модерна. Новаторская техника травления многослойного стекла позволила Галле удивительным образом преображать поверхность ваз, создавая эффект глубины пространства и богатства цветовой палитры.
Еще одной яркой особенностью стеклянных ваз Галле стали выгравированные на них цитаты из произведений его любимых поэтов и писателей, которые придавали изображениям символический характер. Мастер назвал эти произведения «Говорящее стекло».
Одним из ярких примеров «говорящего стекла» Галле является ваза «Ирисы» из коллекции Музея прикладного искусства в Берлине, созданная дизайнером в 1899 году. На ней Галле цитирует известного бельгийского писателя и драматурга Мориса Метерлинка:
«Toutes les âmes sont prêtes, il faut cependant [que] l’une d’elles commence, pourquoi ne pas oser, être l’une qui commence».
Это фраза из эссе «Внутренняя красота», входящего в один из наиболее значимых философских сборников писателя «Сокровище смиренных» (1896). Приведу целиком фрагмент текста, из которого Эмилем Галле была заимствована купированная цитата:
«Чрезвычайно мало нужно для того, чтобы пробудить красоту в чьей-либо душе. Спящих ангелов легко разбудить. Быть может, и будить не надо; достаточно лишь не усыплять. Быть может, труднее опускаться, нежели не подниматься. Разве не трудно думать о низменных предметах у моря или перед лицом ночи? Какая же душа не знает, что она всегда стоит перед морем и всегда находится в присутствии вечной ночи? Если бы мы менее боялись красоты, мы бы ничего другого не находили в жизни; ибо из всего, что мы видим, она одна действительно существует. Все души это знают, все они готовы; но где те из них, которые не скрывают своей красоты? Необходимо, однако, чтобы которая-нибудь из них «начала». Почему не осмелиться быть той, которая «начнет»? Все остальные находятся тут же, теснятся, жадные, вокруг нас, как маленькие дети перед сказочным дворцом; они толпятся у порога, шепчутся, заглядывают сквозь щели, но не смеют толкнуть дверь и ждут, чтобы взрослый пришел и открыл ее. Но взрослый почти никогда не приходит».
Точно неизвестно, что именно этой цитатой хотел сказать Галле. Возможно, мастер представлял себя тем, кто пробудит красоту в душах людей, научит видеть ее с помощью вазы «Ирисы», которая как по волшебству меняет цвет в зависимости от освещения: от ярких светящихся оранжево-красных оттенков до глубоких фиолетовых и янтарно-коричневых тонов. А может, той душой, что «начнет», должен был стать будущий владелец вазы, что прочтет это послание.
Многослойные вазы с цветами и надписями Эмиль Галле начал создавать в 1880-х годах. Его вдохновляло декоративно-прикладное искусство Китая и Японии, особенно стеклянные китайские вазы династии Цин с цветочными композициями из коллекции немецкого дипломата и востоковеда Макса фон Брандта. В 1884 году коллекция была передана Музею прикладного искусства и в начале 1885 года о ней появилась статья в журнале «Kunstgewerbeblatt». Эта публикация сподвигла Галле отправиться в апреле 1885 года в Берлин, где он в течение двух недель пристально изучал китайские вазы и вдохновился на создание собственных стеклянных ваз с цветочными мотивами.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!