Как выйти из заноса живым – и по возможности здоровым? Можно ли выжить, если «поймал» машиной лося на дороге? И что делать, если летишь в кювет? Ответы корреспондент агентства «Минск-Новости» получила у руководителя Центра контраварийной подготовки Сергея Овчинникова.
Раньше этот центр знали под названием «Школа экстремального вождения». И многие путали, что называется, теплое с мягким. Экстремальное? О! Это же красиво и эффектно, как в фильмах. А многие и вовсе рукой махали, мол, экстрим – точно не про меня.
‒ Мы учим не эффектным, а эффективным движениям, – отмечает С. Овчинников. – Обьясняем, как выходить живыми из экстремальных ситуаций, которые, к сожалению, могут случиться с каждым на дорогах. Поэтому, чтобы не сбивать с толку, переименовались в Центр контраварийной подготовки. Чтобы люди понимали: тут учат решать опасные ситуации, а не провоцировать их.
Встречаемся мы в Липках, на учебном полигоне центра. Здесь курсанты проводят в тех самых управляемых заносах (и не только) десятки часов. Стоит оговориться: сперва лекции, где учат думать, анализировать, просчитывать ситуации, а потом уже переходят к практике, где оттачивают все действия до автоматизма.
‒ Действие в аварийных ситуациях должно быть мгновенным, на рефлексах, – рассказывает С. Овчинников. ‒ В заносе на скорости 100+ км/ч у вас меньше секунды на принятие правильного решения.
Да и в любой другой не частой, но случающейся ситуации: открылся капот, разбилось лобовое, отказали тормоза, вылет в кювет.
Звучит неприятно, а местами и страшно. По факту, практически отовсюду можно выйти живым и своими ногами. Если знать, что делать.
– А потом, после курсов, навык не забудется? – интересуюсь.
‒ Вы на велосипеде умеете кататься? ‒ отвечает вопросом на вопрос Сергей Олегович. И, дождавшись утвердительного «ага», продолжает ликбез:
‒ Двигательная память – одна из самых прочных. Если вы в детстве научились кататься на велосипеде – не забудете, как крутить педали, даже спустя 10 лет «простоя».
Топ-3 главных ошибок новичков
Новобранцы центра, даже те, кто не один год водит авто (если мы говорим в контексте курсов экстремального вождения), совершают один и тот же набор ошибок: не туда смотрят, не так сидят, не так держат руль.
По сути, все эти промахи помещаются в расхожую фразу «водишь, как таксист»: полулежа развалившись на сиденье, одна рука на руле, вторая – на коробке передач.
‒ Человеку, вероятно, может быть так вполне комфортно, но к безопасности на дороге это отношения не имеет, ‒ поясняет С. Овчинников.
Помимо трех основных ошибок есть еще сопутствующие «мелочи». Водители часто слишком оптимистичны. А должны быть пессимистами и предполагать худшее. И системы активной безопасности современных авто иногда «играют» не на руку в экстремальных ситуациях.
‒ Когда человеку комфортно – он что делает? – задает риторический вопрос С. Овчинников. – Правильно, расслабляется. А значит, перестает чувствовать опасность. Он думает, что дорога мокрая, а на самом деле это лед, и системы стабилизации активно работают и уже борются с заносами, которых водитель не замечает. На дороге же необходимо быть максимально сосредоточенным.
Собеседник приводит пример: «жигули» расслабиться не давали, с их вероятностью уйти в занос уже на 50 км/ч.
‒ То ли дело современное авто – любой, по сути, марки, ‒ продолжает С. Овчинников. ‒ Не занесет на 50, 60 и даже 70 км/ч. Но уже на 75 завернет так, что крайней точкой маршрута станет кювет. А водитель этого не понимает, он расслабился, привык, что машина – это про комфорт.
– Кстати, про марки авто. Водители BMW ‒ по-прежнему персонажи анекдотов?
‒ У меня самого было две BMW, – усмехается в усы чемпион Беларуси по ралли С. Овчинников. – И могу сказать, что да, мощная машина провоцирует. Но за рулем – человек, если он адекватен в жизни, то и на пресловутом «немце» будет ездить аккуратно. А если в голове ветер, а в другом месте жажда приключений – можно и на Fiat попасть в неприятности. Хотя, если видите объявление о продаже BMW «тройки» с мощным мотором и в описании – «бабушка по воскресеньям в церковь ездила», ‒ не верьте, бабушкой там и не пахло.
Кстати, о бабушках. На курсы контраварийного вождения не редко приходят люди за 60+. Хотя основная возрастная категория, конечно, 25–50 лет.
Как правило, это те, которые попали в аварийную ситуацию, не справились с ней и хотят этот вопрос для себя решить. Чтобы в следующий раз быть готовыми к потенциальным опасностям на дороге и знать, как реагировать.
Разберем несколько часто встречающихся экстремальных ситуаций. А потом посмотрим, сработает ли схема «мне объяснили словами – и я без практики взял и сделал». Спойлер – нет.
Занос
Забудьте, чему вас учили в автошколе. В данном случае о том, что руль нужно выкрутить в сторону заноса.
‒ Руль поворачиваем в ту сторону, куда хотим ехать, – объясняет С. Овчинников. ‒ И стараемся не крутить от души, а при небольшом заносе его нужно быстро повернуть и вернуть руль в прямое положение.
По сути, главное правило для безопасного вождения: чем больше скорость, тем меньше резких действий можно себе позволить.
Препятствие на дороге
Колесо другого авто вылетело или бревно перед машиной увидели в самый последний момент. Если скорость высокая, то лучше врезаться и ремонтировать потом машину. Лучше, чем маневрировать, уйти в занос, вылететь на встречку и потом собирать себя, если повезет.
Видишь зверушку? Сбей! Кошку, собаку, все, что ниже капота. Жестоко? А теперь представьте, что котика объехали, спасли, а людей родных в салоне – нет. Все еще жалко животное?
А если лось?
Тут как повезет. Но есть хорошие новости. Если при столкновении скорость 60 км/ч и ниже – в салон животное обычно не влетает.
То есть задача водителя успеть сбросить скорость до нужных показателей. А это значит, не нужно ехать слишком лихо изначально. Потому что с условных 120 до 60 км/ч сбросить не успеете.
‒ На 80 км/ч лось «сядет» на переднее сиденье, на 120 и выше ‒ вылетит через заднее стекло, – расписывает перспективы С. Овчинников.
А если человек?
Нюансов тысячи. Единственное, что можно сделать ‒ всегда ждать подвоха, особенно проезжая вдоль населенных пунктов.
Летим в кювет
‒ Осознаем и принимаем это с достоинством, если нас при этом «манит» красивое дерево – выбираем местечко поуютнее, – шутит С. Овчинников и уже серьезно продолжает:
‒ Первое – это выбрать, куда улетать с минимальными последствиями, потому – смотреть правее или левее дерева. В кювет «вылетать» лучше на прямых колесах. Будете вращать руль ‒ есть шанс опрокинуть машину, особенно если скорость была 90 км/ч и выше. Если до вылета пытались тормозить – тормоз отпускаем и, возможно, не лишним будет поддать газ. Так вероятнее приземлиться на все четыре колеса. Да, ударит по двигателю, но смягчите удар – и не опрокинетесь.
На словах звучит понятно. На деле человек, который не сталкивался ни с кюветом, ни с заносом, не сделает ничего. Чтобы четко и быстро сработать в экстремальной ситуации – нужна практика. Зазубренная до автоматизма.
Э – эксперимент
Дано: человек, который знает, с какой стороны руль держать (и то – неправильно, как по факту выяснилось. – Прим. авт.), но никогда в занос не уходил, и Saab. И С. Овчинников, который согласился присмотреть, чтобы девочка и Saab не встретили на учебном полигоне несуществующий столб.
Задача простая: уйти в занос – и из него же выйти. Простая на словах, на деле же – не очень. Во-первых, нога непроизвольно к тормозу тянется – ошибка! Такой финт на трассе равен потере управления. Равно как и попытки «поддать газа».
Во-вторых, руль «танцевать» начинает. На скорости в несчастные 30 км/ч не критично, успеваю перехватывать. На скорости 90 и выше км/ч – руль буквально вырвет из рук.
– Золотое правило – руки на руле с 9:00 до 10:00 и с 14:00 до 15:00 часов (ориентируемся по обычному циферблату. – Прим. авт.), в зависимости от эргономики. Они должны свободно располагаться, фактически висеть «как на вешалке», – терпеливо объясняет С. Овчинников. – Симметричное положение рук на руле – это не только возможность удобно поворачивать в любом направлении. Водитель четко и на автоматизме знает, где у него положение «прямой руль» (колеса выровнены. – Прим. авт.). Это особенно важно при заносе на трассе на высокой скорости. Классическая ситуация – чуть повело в колее. А значит, и поворот руля должен быть маленький. Даже не поворот, а короткое движение и возврат в прямой руль.
Собственно, вот вам пример на пальцах, что может сделать в заносе человек, который ранее с такой ситуацией не сталкивался. Абсолютно ничего. А теперь – вишенка на торте. Это учебный полигон, скорость всего в 30 км/ч и опытный инструктор рядом. Ах да, и ручник только на одно колесо срабатывает. То есть заноса в самом прямом понимании не очень-то и случилось. С учетом всех этих поправок «на ветер» мне стало не очень комфортно от собственной никчемности за рулем в таких вот стресс-ситуациях. Варианта два: или в пешехода переобуться или учиться пойти. Как думаете, что выбрала автор?
Напоследок сыграем в «правду или ложь»
Самое безопасное место в салоне – за водительским креслом (ложь).
– Самое безопасное место – справа сзади, за передним пассажирским сиденьем, – объясняет С. Овчинников. – Так называемое директорское место. Причина проста: самые страшные удары – встречные, то есть в левую сторону машины. Удары справа – попутные, будут меньшей силы и разрушительности.
Лучше занос на асфальте, чем на льду (ложь).
‒ Переменное покрытие (асфальт, снег, песок – и все это чередуется в рамках одной колеи. – Прим. авт.) – самое опасное, ‒ отмечает С. Овчинников. – Занос на льду всегда более плавный. Условно говоря, не держатся все четыре колеса сразу. А вот когда три колеса скользят, а четвертое зацепилось за, к примеру, песок или гравий – машину резко развернет и «выбросит». С учетом тех самых разных покрытий.
Вместо P. S.
За рулем нужно думать не только за себя, но и «за того парня».
– Дай дорогу другому, ‒ Сергей Олегович тактично смягчает классическое «правило трех Д». – Дорога – это всегда опасность. Тут нет места риску, желанию кому-то что-либо доказать. Помните, что самое дорогое, что у вас есть, находится в этом автомобиле – это жизнь и здоровье.
Фото и видео Сергея Лукашова
Смотрите также: