Давным-давно, еще до крещения Руси, медведь у славян имел множество имен – ведмедь, бер, биарма, берсек, мишка, косолапый, хозяин, рыкарь, Михаил Потапович и др. Считалось, что если называть его каждый раз по разному, то умное и тонко чуствующее животное не догадается, что это охотники и не успеет спрятаться. Из всего многообразия стоит выделить название "бер", от него и произошло слово "берлога" – логово бера. Бер – не просто медведь как зверь, это ещё и дух-хозяин леса, из компании Велеса. Берлога его среди корней деревьев, по соседству с Комом – духом дерева, который обретается в самом низу, в утолщении ствола, комель называется. Ужас, как всё запутано.
Еще одно отступление от темы. Легенд по вопросу появления блинов несколько, мне нравится про милую барышню, разогревавшую овсяный кисель, да засмотревшуюся в оконце и вместо напитка получившую зарумянившийся кругляш, оказавшийся на удивление вкусным. Все версии перечислять не буду, а вот то, что румяный блин как ничто иное похож на солнце, это точно. Разумеется, символом Ярило он и стал.
Теперь к теме. Год, как всем известно, начинался не в январе, а в марте. Наступление новолетия и весны крепко связано было с днём весеннего равноденствия – 20-21 марта. Как тогда всё просходило? Солнце-младенец Коляда возрождался каждый год утром после самой длинной ночи Зимнего солнцестояния, с каждым днём набирался сил, поднимался всё выше на небсклоне и к 20 марта становился юношей Ярило-солнцем. К тому времени даже он уставал от Зимы, прогонял её. Встречали богиню Весту – хранительницу мудрости и дарительницу добрых вестей. Именно она управляет приходом весны и пробуждением природы.
Наши далёкие предки праздновали пробуждение природы аж 2 недели – до дня весеннего солнцестояния и после. Одним из символов пробуждения был и мишка, он-то как раз очень даже фактически просыпался в своей берлоге. У русских медведь – символ силы, с одной стороны – нерасторопный и незлобливый, с другой – умеющий за себя постоять, именно он, а не лев считается царём зверей на севере европы. У пращуров медведь, который бер, к тому же и божество, нуждающееся в задабривании. Вот и носили им с комом подношения, принято было как раз блины. Кому доставалась при этом энергия тепла и труда хозяйки, а Беру сам блин. Говорят, что "первый блин" был "комАм", а не "комОм", не знаю, так ли, но поговорка "Первый блин комом, второй знакомым, третий родне, а четвёртый мне" с А в окончании слова "ком" как-то логичнее. Праздник называли Комоедица, хотите верьте, хотите нет.
Совсем не фантазия то, что в числе главных блюд на праздновании новолетия были блины. Их выпечка – это целое таинство. Делали всегда на опаре, из разной муки – гречневой, пшеничной, овсяной. Рецепт опары хранился в секрете, девушки гадали на первой опаре, хозяйка шла к реке завести тесто, читала в процессе заговоры. Даже удивительно, что блины популярны до сих пор с такими-то заморочками. В окончании зимы люди радовались солнцу, веселились на полную катушку перед наступлением весенних работ.
До нас тот самый праздник дошёл в виде Масленицы, полностью утратив свой смысл, сократившись до недели и сместившись со дня весеннего равноденствия на неделю перед Великим постом. После принятия христианства, церковь не включило Комоедицу в праздничный календарь, но и не запрещалось справлять древние традиции. В Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, так что Масленица в эту неделю органично вписалась. Уже нельзя есть мясо, но вполне можно масло, да ещё по преданиям, коровы как раз начинали давать много молока, недостатка в масле не было, поэтому и Масленница. Пётр 1 обязал проводить этот праздник по образцу европейских карнавалов, назвав его "Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор".
Что же такое Масленица в современности? Это всё равно праздник проводов зимы, хотя не факт, что она согласится. И опираются современные традиции всё равно на дореволюционные. С понедельника по среду длится Узкая Масленица, с четверга по воскресенье – Широкая. Каждый день праздника не просто так, имеет своё название и смысл.
Понедельник – "Встреча". Смысл в том, что семьи раньше были большими, девушка выходя замуж переезжала к мужу. Вот, в первый масленичный день свёкры её отпускали в гости к родителям, к вечеру и сами навещали родню. Развлечения на площадях готовили заранее, в предыдущую, Пёструю неделю – качели, снежные горки, ледяные крепости. В понедельник же устанавливали чучело Масленицы. Ну и первый блин... медведям его уже не носили, отдавали бедным на помин душ усопших родственников. Самая главная забава - катание с гор на санях.
Вторник – "Заигрыши". Этот день был полностью посвящён смотринам. Молодёжь собиралась чтобы пообщаться и присмотреться друг у другу с далеко идущими планами – после Великого поста, на Красную горку активно играли свадьбы. Те, кому смотрины были неактуальны, звали в гости друзей и знакомых. Появлялись ряженые, на улицах представления скоморохов, кукольные театры с Петрушкой, катания на санях. Именно во вторник самые популярные медвежьи забавы.
Среда – "Лакомка" или "Скоромная среда". Можно сказать, день чревоугодия. Повсюду самые разнообразные блины, пряники, орехи, чай и не только. Зятья шли в гости к тёщам на блины, и не только они, друзья, родственники – только успевай угощать. Это последний день Узкой Масленницы, еще можно что-то делать по хозяйству, не только веселиться.
Четверг – "Разгуляй" или "Широкий четверг". Начинается Широкая масленица, все работы по хозяйству прекращались, ничего нельзя делать. Правда, готовки это не касается. С этого дня самое веселье, все идкт на площадь, где развлечения на любой вкус – кулачные бои, штурм снежной крепости, лазание на столб, просто игра в снежки, прыжки через костёр, катание на санях, песни, пляски, хороводы и конечно же поедание блинов. Веселиться обязатеньно, тех кто проигнорирует, будут преследовать несчастья.
Пятница – тёщины вечёрки. Теперь уже теща шла на блины к зятю, да с подружками, чтоб похвастаться, какой хороший муж достался дочери. Впрочем, блины зять не пёк, на это есть жена.
Суббота – "Золовкины посиделки". Молодые невестки принимали сестёр и родственниц мужа. Приглашали и подруг, причём замужних, если золовка замужем и одиноких, если нет. Девушки общались, сплетничали, само собой, ели блины. Принято было дарить маленькие подарки.
Воскресенье – "Проводы" и "Прощеное воскресенье". Последний день перед Великим постом самый важный. В этот день все просят друг у друга прощения, в ответ принято говорить "Бог простит, и я прощаю". В этот день было принято поминать усопших, ходить на кладбище. Последний день, когда можно употреблять пищу животного происхождения, всё, что наготовили, необходимо было съесть. Остатки раздавали нищим или сжигали. Днём ходили в баню, а вечером все собирались на площади для основного действа.
Обряд сжигания чучела Масленицы тоже остался от язычества. Делали его из соломы или лыка и дерева, чаще всего березы. Солома и дерево являли собой силу растительного мира. Наряжали его в женскую одежду, рисовали лицо и украшали цветами и лентами, завязывая ленту загадывали желание. В Прощеное воскресенье, с песнями и плясками сжигали. В пылающий костёр бросали старые вещи, изношенную одежду, мусор. Верили, что сжигают всё плохое, "похороны" Мораны-зимы и переход к новой жизни, своего рода возрождение через смерть. Пепел непременно рассыпали по полю – чтобы урожай был хорошим.
Во многих домах делали маленькие "семейные" Масленицы, всю неделю дети в них играли, а в воскресенье бросали в большой костёр. Но не всегда, иногда такая Масленичка оставалась в семье на целый год, называли её "дочкой" или "сестрёнкой" Масленицы. Дочка Масленицы считалась сильным оберегом и хранилась в красном углу. При несчастье её снимали и как-бы ворожили – "отвернись зло, повернись добро". Этих кукол было принято также дарить молодожёнам, оттуда и куклы на машинах. Через год дочку Масленицы сжигали или отпускали по воде.
Сегодня блины, толстые, на заварном тесте, на пшённой каше.
- 0,5 ст пшена залить 2 ст молока или воды и сварить жидкую разваристую кашу. Немного остудить и протереть через сито.
- 2 яйца, 3 ст.лож. пшеничной муки, 0,5 пакетика сухих или 15-20 гр живых дрожжей, соль, сахар по вкусу добавить к каше, перемешать и поставить в тёплое место на 20-30 мин для расстаивания.
- 1 ч.лож соды погасить лимонным соком (можно уксусом) и добавить к поднявшемуся тесту.
- 150 гр молока со 150 гр масла сливочного довести до кипения. Кипящим добавить к тесту, лить на соду, перемешивая.
- Замесить густое тесто добавляя муку.
Выпекать можно сразу, на маленьком огне, одну сторону под крышкой, перевернув уже без, сняв, смазать сливочным маслом. Чем толще получится блин, тем он вкуснее.
Если тесто оставить жидким, блины будут тонкими.