Любая болезнь содержит психический компонент. Часто телесный симптом возникает, когда мы подавляем эмоции, тем самым, нарушая биологический закон. Вместо того, чтобы выразить эмоции во вне, мы можем оставлять их в собственном теле, создавая предпосылки для болезни.
Особенно часто складируется в теле злость, порой, даже не осознанная. Так же происходит и с виной. Истинная или вымышленная, с целью самонаказания, вина часто направляется на тело.
Через болезнь тело может сообщать нам о возникшей проблеме. Телесные нарушения символически выражают вытесненные травматические события. И та часть тела, в которой проявляется болезнь, ассоциативно связана с причиной ее возникновения.
Пример из практики. Разрешение на публикацию от клиентки получено, имя изменено.
Кристине тридцать лет, ее беспокоит киста в груди. Девушка наблюдается у врача, хочет понять причину своей болезни.
В жизни Кристины есть мужчина. Он намного старше ее. И – женат.
Хотя он относится к Кристине очень хорошо, в их отношениях нет перспективы. Он «сразу сказал, что от жены не уйдет». Кристина чувствует себя «недостаточно» привлекательной, сексуальной, ценной. Девушка осознает шаткость своего положения, и, одновременно, боится потерять этого мужчину.
На фоне этих нестабильных отношений в груди у девушки появилась киста.
Предлагаю Кристине представить кисту в виде образа.
- Я вижу ее как иллюстрацию из медицинского справочника.
- Спроси кисту, зачем ты мне?
- Приходит слово: «грусть».
- О чем грустишь, Кристина?
- Я вижу себя в шестилетнем возрасте. На груди у девочки след от пули.
- Кто выстрелил в девочку?
- Она сама. Она так наказала себя за то, что не уберегла папу.
- Киста находится у тебя в том же месте, где след от пули?
- Да! Один в один!
Папа Кристины трагически погиб. Но, девочка решила, что папы не стало, потому что его убила ее злость.
Кристина - вторая дочка в семье. Когда она родилась, папа очень расстроился. Он хотел мальчика, Кристина разочаровала отца, родившись девочкой.
И в дальнейшем, он мало времени уделял дочке, фактически, игнорировал ее.
Кристина злилась на папу, за то, что он не принимает ее такой, какая она есть.
Мысленно Кристина желала отстраненному отцу смерти. Для маленького ребенка естественно думать, что все происходит из – за него, объяснять все случившиеся с позиции эгоцентризма. Для малыша его мысли материальны, равны действиям. В детстве Кристина решила, что: «Случилось то, о чем я подумала. Значит, я своими мыслями создала это событие». «Папа умер, потому что я – плохая». Такие мысли возникли у маленькой Кристины, потерявшей отца. До сих пор она верит в их истинность.
Чувствуя вину, девочка наказывает себя, в воображении стреляет себе в грудь. «В самое сердце, на пораженье». Она запретила себе любовь, привязанность и чувства вообще.
Когда в жизни Кристины появился женатый мужчина, еще и намного старше, ассоциативно он напомнил ей папу. Всколыхнулись чувства, связанные с отцом.
Кристина никогда не чувствовала себя «любимой папиной девочкой», мама и сестра были на первом месте. Любовник сразу заявил, что от жены не уйдет. Это значит, что она опять не на первом месте в его жизни, мужчина находит на нее время по «остаточному принципу». Дает то, что осталось невостребованным в его отношениях с другими людьми. С ним нельзя выйти «в свет». Никто не знает об их отношениях. Он – тайный любовник. Кристина злится на мужчину, как злилась когда – то на отца, но, боится показать свои чувства.
Она уверена, что, проявив злость, потеряет эти отношения. И для нее это «как будто снова похоронить папу».
Кристина направляет злость на себя, на свою грудь как наиболее заметную часть женской фигуры. Как будто с ее телом что – то «не так», оно опять является недостаточно хорошим для мужчины. Так проявляется непринятие своей женственности.
В процессе терапии Кристина проделала большую работу. Она смогла выразить чувства, разделить образы отца и своего любовника. Девушка наладила контакт со своими детскими частями. И много, что еще она сделала. А главное, Кристина приняла то, что она – ЖЕНЩИНА. И значит, может иметь здоровое женское тело.
- Сейчас мне легче. Я чувствую, что отец находится за моей спиной, и я могу на него опереться. Второго отца мне не надо.
Кристина рассталась с женатым любовником. И, кажется, совсем не удивилась исчезновению кисты в груди.
Отношения с отцом влияют на все сферы нашей жизни, в том числе, и на здоровье. Когда эмоциональной боли много, ее хочется остановить. Остановка процесса переживания может приводить к появлению психосоматического симптома. Чем больше мы подавляем желания и эмоции, тем с большей вероятностью возникнут психосоматические заболевания.
Когда мы становимся взрослыми, можем безопасно выражать чувства. То, чего не хватало в детстве, мы можем дать себе самостоятельно, Когда чувства выражаются свободно, значительно снижается риск возникновения соматического симптома.
Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru