«Конфликты — школа отношений, они должны быть в каждой семье».
Здравствуйте дорогие друзья!
Сегодня мы рассмотрим ближе, что такое конфликт. Почему он так важен и необходим, хотя мы его совсем не хотим.
В начале небольшой мозговой штурм. Он же план-схема процесса взаимоотношений, он же шпаргалка для наших дальнейших взаимодействий с другими.
Логические уровни взаимоотношений.
- Ø Внешняя среда. (Где и когда).
- Поведение или поступок (Что).
- Способности (как).
- Убеждения ((Почему).
- Духовность и идентичность (Любовь, понимание, принятие).
Пример 1., когда разговор приобретает форму конфликта:
- Среда. – Здравствуйте, молодой человек! – Обращается профессор к опоздавшему студенту. – Меня совсем не интересует причина Вашего опоздания, но хочу заметить, что изучать предмет лучше на лекции, когда рядом есть люди, которые тоже изучают этот предмет.
- Поведение. Студент запыхавшись: - Да я и так без лекции выучил теорию по предмету.
- Способности. – Самостоятельно Вы не можете освоить сути материала. – Профессор скептически.
- Убеждение. Студент: А я убеждён, что человеку не обязательно посещать лекции, если он самостоятельно в состоянии учиться.
- Идентичность. – Профессор укоризненно: Молодой человек! Мне жаль, но так Вы не станете хорошим специалистом в данной сфере.
А вот пример 2. Когда разговор носит конструктивный характер.
- Среда. Здравствуйте, молодой человек! – Обращается профессор к опоздавшему студенту. – Меня совсем не интересует причина Вашего опоздания, но хочу заметить, что изучать предмет лучше на лекции, когда рядом есть люди, которые тоже изучают этот предмет.
- Поведение. Студент: - Я уже выучил материал по данной лекции предварительно с дополнительных источников и мог себе позволить немного пропустить слушание.
- Способности.– Ну, если так, тогда присоединяйтесь к остальным. Возможно Вы будете полезны своим товарищам.
- Убеждение.Спасибо, профессор. Я убеждён, что лекция плюс дополнительные материалы пойдут только на пользу.
- Идентичность.- Если Вы так думаете, Вы станете отличным специалистом.
Это была модель деструктивного и конструктивного диалога. Один из них закончился конфликтной ситуацией. Второй – пониманием.
Предлагаю вам более жизненный образец разговора. Конфликт поколений. Деструктивный диалог мамы и дочки. Ваша задача самостоятельно найти момент, когда отношения начали портиться, и преобразовать разговор в конструктивный Неконфликтный.
Образец.
- Среда. Мама заходит домой с работы, видит беспорядок.
- Что-то у нас дома очень грязно. Видно, что никто не убирал.
- Поведение. Дочь: - Я убирала.
- Способности. – Не верю! Я не вижу проделанной работы.
- Убеждение. – Я убирала! Я не виновата, что тебе не видно. – Дочка начинает возмущённо повышать голос.
- Идентичность. – Т ы как с матерью разговариваешь? Неблагодарная!
Преобразуйте ситуацию с конфликтной деструктивной на конструктивную с взаимопониманием.
Как ни странно, но определение конфликта я сегодня дам в конце нашей статьи. Оно уже само понятно из выше наведённых ситуаций.
Конфликт– это отсутствие согласия и взаимопонимания между сторонами.
Существует 5 типов конфликта:
- внутриличностные – конфликт с самим собой;
- межличностный – между двумя собеседниками;
- между личностью и группой;
- между двумя группами;
- социальный конфликт.
Чтобы достичь взаимопонимания и не допускать конфликтной ситуации, во взаимоотношениях всегда должны присутствовать 4 составляющие:
1. Взаимопонимание с собой. В первую очередь посмотрите вглубь себя, вслушайтесь, всё ли у вас в порядке. Комфортно ли вам, легко и позитивно.
2. Понимание внутренних нужд и желаний. Какие жизненные потребности для вас актуальны и насколько они удовлетворены (см. Колесо Жизни или Колесо Баланса).
3. Острота сенсорных чувств. Ваши сенсорные чувства сами подскжут, что для вас комфортно, что нет.
4. Поведенческая гибкость. Достижение взаимопонимания – это высший пилотаж дипломатии. Насколько вы идёте на компромиссы и взаимодействия. Насколько это вам комфортно.
Решая вдруг возникшую конфликтную ситуацию, не забывайте её проанализировать:
- общаясь собой. Прислушайтесь к своим эмоциям и телу. Они тесно связаны и прямо влияют друг на друга;
- общаясь с другими. Прощитайте возможные варианты изменения собственного поведения для изменения ситуации;
- взгляд со стороны собеседника. Станьте на место своего собеседника и постарайтесь понять логику его мысли и поступков;
- взгляд со стороны наблюдателя. Очень полезная практика. Результат вплоть до анекдота. Рекомендую.
На этом всё. Спасибо. Что читаете!
Если было интересно и полезно, ставьте палец вверх и подписывайтесь, чтобы не пропускать будущие статьи.
С уважением канал «Загадка Человека».