Найти в Дзене
Психология Человека

Конфликт и взаимоотношения. Логические уровни взаимоотношений. Как достичь взаимопонимания

Илюстрация к теме "Конфликт". Взято из открытых источников.
Илюстрация к теме "Конфликт". Взято из открытых источников.

«Конфликты — школа отношений, они должны быть в каждой семье».

Екатерина Макарова

Здравствуйте дорогие друзья!

Сегодня мы рассмотрим ближе, что такое конфликт. Почему он так важен и необходим, хотя мы его совсем не хотим.

В начале небольшой мозговой штурм. Он же план-схема процесса взаимоотношений, он же шпаргалка для наших дальнейших взаимодействий с другими.

Логические уровни взаимоотношений.

  • Ø Внешняя среда. (Где и когда).
  • Поведение или поступок (Что).
  • Способности (как).
  • Убеждения ((Почему).
  • Духовность и идентичность (Любовь, понимание, принятие).

Пример 1., когда разговор приобретает форму конфликта:

  • Среда. – Здравствуйте, молодой человек! – Обращается профессор к опоздавшему студенту. – Меня совсем не интересует причина Вашего опоздания, но хочу заметить, что изучать предмет лучше на лекции, когда рядом есть люди, которые тоже изучают этот предмет.
  • Поведение. Студент запыхавшись: - Да я и так без лекции выучил теорию по предмету.
  • Способности. – Самостоятельно Вы не можете освоить сути материала. – Профессор скептически.
  • Убеждение. Студент: А я убеждён, что человеку не обязательно посещать лекции, если он самостоятельно в состоянии учиться.
  • Идентичность. – Профессор укоризненно: Молодой человек! Мне жаль, но так Вы не станете хорошим специалистом в данной сфере.

А вот пример 2. Когда разговор носит конструктивный характер.

  • Среда. Здравствуйте, молодой человек! – Обращается профессор к опоздавшему студенту. – Меня совсем не интересует причина Вашего опоздания, но хочу заметить, что изучать предмет лучше на лекции, когда рядом есть люди, которые тоже изучают этот предмет.
  • Поведение. Студент: - Я уже выучил материал по данной лекции предварительно с дополнительных источников и мог себе позволить немного пропустить слушание.
  • Способности.– Ну, если так, тогда присоединяйтесь к остальным. Возможно Вы будете полезны своим товарищам.
  • Убеждение.Спасибо, профессор. Я убеждён, что лекция плюс дополнительные материалы пойдут только на пользу.
  • Идентичность.- Если Вы так думаете, Вы станете отличным специалистом.

Это была модель деструктивного и конструктивного диалога. Один из них закончился конфликтной ситуацией. Второй – пониманием.

Предлагаю вам более жизненный образец разговора. Конфликт поколений. Деструктивный диалог мамы и дочки. Ваша задача самостоятельно найти момент, когда отношения начали портиться, и преобразовать разговор в конструктивный Неконфликтный.

Образец.

  • Среда. Мама заходит домой с работы, видит беспорядок.

- Что-то у нас дома очень грязно. Видно, что никто не убирал.

  • Поведение. Дочь: - Я убирала.
  • Способности. – Не верю! Я не вижу проделанной работы.
  • Убеждение. – Я убирала! Я не виновата, что тебе не видно. – Дочка начинает возмущённо повышать голос.
  • Идентичность. – Т ы как с матерью разговариваешь? Неблагодарная!

Преобразуйте ситуацию с конфликтной деструктивной на конструктивную с взаимопониманием.

Как ни странно, но определение конфликта я сегодня дам в конце нашей статьи. Оно уже само понятно из выше наведённых ситуаций.

Конфликт– это отсутствие согласия и взаимопонимания между сторонами.

Существует 5 типов конфликта:

- внутриличностные – конфликт с самим собой;

- межличностный – между двумя собеседниками;

- между личностью и группой;

- между двумя группами;

- социальный конфликт.

Чтобы достичь взаимопонимания и не допускать конфликтной ситуации, во взаимоотношениях всегда должны присутствовать 4 составляющие:

1. Взаимопонимание с собой. В первую очередь посмотрите вглубь себя, вслушайтесь, всё ли у вас в порядке. Комфортно ли вам, легко и позитивно.

2. Понимание внутренних нужд и желаний. Какие жизненные потребности для вас актуальны и насколько они удовлетворены (см. Колесо Жизни или Колесо Баланса).

3. Острота сенсорных чувств. Ваши сенсорные чувства сами подскжут, что для вас комфортно, что нет.

4. Поведенческая гибкость. Достижение взаимопонимания – это высший пилотаж дипломатии. Насколько вы идёте на компромиссы и взаимодействия. Насколько это вам комфортно.

Решая вдруг возникшую конфликтную ситуацию, не забывайте её проанализировать:

- общаясь собой. Прислушайтесь к своим эмоциям и телу. Они тесно связаны и прямо влияют друг на друга;

- общаясь с другими. Прощитайте возможные варианты изменения собственного поведения для изменения ситуации;

- взгляд со стороны собеседника. Станьте на место своего собеседника и постарайтесь понять логику его мысли и поступков;

- взгляд со стороны наблюдателя. Очень полезная практика. Результат вплоть до анекдота. Рекомендую.

На этом всё. Спасибо. Что читаете!

Если было интересно и полезно, ставьте палец вверх и подписывайтесь, чтобы не пропускать будущие статьи.

С уважением канал «Загадка Человека».