Найти тему

«Титаник Байкала»: трудяга и триумфатор главной переправы

Оглавление

Он проделал путь из Англии до Байкала через всю Россию. Стал самым крупным судном на озере и получил прозвище «Титаник Байкала». Сегодня рассказываем о судьбе одного из самых грандиозных судов озера — ледоколе «Байкал».

Широко известно, что в России всегда было две проблемы, одна из которых однозначно связана с дорогами. Почтовые тракты, проходящие через Прибайкалье в XIX веке, не отличались ни устойчивостью дорожного полотна (из-за природных катаклизмов), ни безопасностью движения. Разрешить ситуацию не смогла и пришедшая в Сибирь железная дорога. Не «по зубам» оказался Транссибу берег Байкала. Поэтому, пока велось строительство Кругобайкальской железной дороги, придумали соединить берега озера по кратчайшему пути — паромной переправой от поселка Танхой до порта Байкал длиной всего 42 километра.

О создании ледокола-парома

Инициатором создания паромной переправы был министр путей сообщения Российской империи М.И. Хилков. Для ее эффективной эксплуатации – а зимы в Сибири суровые, лед мощный – необходим был уникальный ледокол. За право его строительства спорили крупнейшие мировые компании. Решение было принято в пользу британской верфи «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и К».

Изначально министр полагал, что за образец нужного парохода можно будет взять американский вариант деревянного парома, но после посещения Байкала понял, что речь стоит вести только о металлическом корпусе.

-2

После завершения строительства парома в Ньюкасле началась уникальная эпопея по его доставке на берег Байкала. Готовый корабль разобрали на 6900 составляющих, маркированных краской. Детали общим весом более 2500 тонн привезли в Ревель (прежнее названия Таллина) и Санкт-Петербург, а уже оттуда они отправились в Сибирь — на железнодорожных платформах, лошадях и баржах. Была построена даже специальная железнодорожная ветка, чтобы перевезти части парома, минуя неукротимые Падунские пороги на Ангаре.

На стапелях Листвянки

Чтобы собрать паром из отдельных деталей, необходима была специальная верфь, которую и соорудили в селе Лиственничное (сегодня это поселок Листвянка, одно из самых посещаемых туристами мест). В механических, сборочных, литейных, медницких, малярных, столярных мастерских, кузнице, лесопилке ежедневно трудилось около 400 рабочих, направляемые корабельным инженером В.А. Заблоцким и английским представителем И. Ханди.

Работы по сборке корпуса парома почти полностью осуществлялись на стапеле. Особенную трудность представлял монтаж цилиндрических котлов, так как масса каждого достигала 17 тонн, а установить предстояло 15 штук.

Наконец наступил исторический день – день спуска на воду. 17 июня 1899 года рано утром из Иркутска массово выезжали приглашенные лица, среди которых были и архиепископ, и «главный начальник края», и представители управленческого аппарата. Дома села Лиственничного, торжественно украшенные традиционными лентами и государственными флагами, встречали гостей, с интересом разглядывающих огромный паром, напоминающий русскую ладью, окрашенную в красный (дно) и черный (борта) цвета.

Зрители спуска, намеченного на 17 часов, размещались в многочисленных судах и лодках, на близлежащих склонах гор, а имеющие пригласительные билеты – на специальных местах вблизи самого парома. По описаниям очевидцев, после того, как выбили подпорки и подрезали сдерживающие канаты, «Байкал», под звуки торжественной музыки, величаво «вплыл» на воду, сопровождаемый восторженными криками. И мы сегодня имеем возможность в деталях представить тот день, так как был издан специальный фотоальбом, отображающий все этапы схода парома на воду.

Момент спуска на воду
Момент спуска на воду

Газета «Восточное обозрение» писала по этому поводу:

«… По команде почти моментально убраны подпорки, в небольшом количестве все еще поддерживающие ледокол, выбиты клинья, расположенные внизу по всей длине, выброшены «стрелы», которые главным образом задерживали ледокол на месте и наконец перерублен канат в носовой части. Два смельчака забрались на дорожку, где начинались полозья саней ледокола, стали лить горячее масло. Сию минуту ледокол должен был тронуться, наступило томительное ожидание, вдруг он дрогнул, качнулся и под дружное «ура» искренне обрадованных рабочих тронулся с места…»

Основные характеристики

Помимо того, что паром «Байкал» был самым крупным кораблем, который ходил по Байкалу, он был еще и вторым по размерам ледоколом в России (после «Енисея»).

Паром мог развить скорость до 23 км/час, перевозить около 300 человек и 800 тонн груза.

Палубы парома имели функциональное назначение. Задача нижней – перевозка пассажирских вагонов и паровозов. На второй размещались каюты первого, второго и третьего класса, столовая и богато убранный «царский салон». Верхняя палуба предназначалась для прогулок корабельной публики.

-4

На путь между станциями порт Байкал – Мысовая (изначальный маршрут в 73 км, сменившийся впоследствии на более короткий от порта Байкал до Танхоя) паром тратил 4,5 часа. А через льды, конечно, порядком больше.

Превратности судьбы

Официально первый рейс состоялся 24 апреля 1900 года. И до конца 1905 года, когда был завершен железнодорожный участок «порт Байкал – Слюдянка», паром играл огромную роль в деле транспортировки промышленных и продовольственных грузов, людей, скота. Особенно помогло наличие паромной переправы в годы русско-японской войны 1904 – 1905 годов.

С появлением постоянного железнодорожного сообщения необходимость в сложной зимней переправе практически отпала. Хотя «Байкал» продолжал использоваться, в первую очередь для доставки особо срочных грузов и наиболее важных пассажиров. Это объяснялось довольно просто: несомненным преимуществом парома перед поездом, движущимся с остановками по Кругобайкальской железной дороге, была скорость.

События Гражданской войны (16 августа 1918 года) поставили точку в жизни «Байкала» – судно выгорело дотла в одном из боев.

Модель ледокола можно увидеть в Иркутске, в филиале краеведческого музея, который, по стечению обстоятельства, находится в сохранившемся ледоколе "Ангара"
Модель ледокола можно увидеть в Иркутске, в филиале краеведческого музея, который, по стечению обстоятельства, находится в сохранившемся ледоколе "Ангара"

Но паром-ледокол возродился в виде модели – элемента экспозиции по истории судоходства на Байкале, которую сегодня можно увидеть в филиале Иркутского областного краеведческого музея: ледоколе «Ангара».