Найти тему

В чём разница постоянного и подключаемого полного привода?

Оглавление

Всем привет! Пока на дорогах ещё полно снега, считаем тему полного привода актуальной. Что такое «полный привод» — знают все. Но в чём разница между постоянным и подключаемым полным приводом? Чем они отличаются и какой лучше — проясним в этой статье. Присаживайтесь поудобнее, приступим!

Изображение от teksomolika на Freepik
Изображение от teksomolika на Freepik

Полный привод обычно разделяют на постоянный и подключаемый, но такая строгая классификация слегка устарела: сегодня работой 4WD зачастую заведует электроника, делая машину то моноприводной (то есть с одной ведущей осью), то полноприводной, в зависимости от ситуации. Зато у автомобилистов в ходу понятие дифференциальный полный привод или, как говорят чаще, честный полный привод. Вы наверняка такую фразу слышали от водителей Audi и Subaru. К честным относят схемы, в которых на ведущие колёса стабильно приходит тяга, вне зависимости от работы различных муфт и электронных систем. Расскажем сначала о них.

Full-time 4WD: постоянный полный привод

Постоянный полный привод — это система, с которой крутящий момент передаётся на все четыре колеса автомобиля одновременно. Ведущие колёса всегда связаны с двигателем, а для нормальной езды по асфальту между осями установлен третий, центральный, дифференциал. Эта система идеально подходит для езды по сложным дорогам, снегу, грязи и другим непредсказуемым поверхностям. Также эта система повышает устойчивость автомобиля на дороге, повышает уровень безопасности и улучшает управляемость автомобиля. Постоянный полный привод установлен на многих замечательных автомобилях: Land Rover Discovery и Defender, Toyota Land Cruiser 80/100/200, Land Cruiser Prado, горячо любимая Нива, Audi со знаменитой трансмиссией Quattro, Subaru с трансмиссией VTD, Toyota RAV4 и Mark II в four-комплектациях.

На деле такая система не идеальна, если в дополнение к ней не установлена блокировка дифференциала. «Свободный» или «открытый» межосевой дифференциал работает так, что направляет тягу по пути меньшего сопротивления, то есть как раз в то колесо, которое, например, повисло в воздухе при преодолении бездорожья. Блокировка или блокировки (способов блокировки много, и они разные) могут помочь в подобной ситуации перенаправить тягу в нужно место.

Part-time 4WD: жёстко подключаемый полный привод

«Парт-тайм» — самая простецкая система принудительно подключаемого полного привода. Схему part-time называют жёсткой, потому как при включении полного привода передняя и задняя оси машины связаны напрямую, без дифференциала. Система устанавливалась на самые первые военные внедорожники. На современные модели ставится не часто, но до сих пор её можно обнаружить на наших дорогих УАЗах, милых Suzuki Jimny и огромных пикапах как Toyota Tundra и Mazda BT-50.

«Парт-тайм» потому так и называется, что включается только на недолгое время, для того, чтобы преодолеть трудности дороги и не дать колёсам проскальзывать — его нельзя использовать на обычной асфальтированной трассе. Если продолжить ехать с включенным 4WD, то нагрузка на узлы трансмиссии увеличится, а износ резины повысится.

Селективный (отключаемый) полный привод

Селективный полный привод — это микс двух вышеописанных систем: Full-time и Part-time. Строго говоря, это отключаемый full-time. Автомобиль может ехать только на заднем приводе для экономии топлива и улучшения динамики, а в случае необходимости при переезде сложных участков водитель может подключить и перед. Притом не нужно думать об ограничениях, можно преодолевать любые поверхности на любых скоростях. Но только до тех пор, пока вся конструкция жива. К сожалению, такая система не слишком надёжна, так как очень сложна. А там дальше датчики, контроллеры и всё вот это.

Автоматически подключаемый полный привод (AWD)

Вот это как раз вид «нечестного» полного привода. Что логично, эта система имеет две режимы работы: монопривод и полный привод. В режиме двухколесного привода передние колеса автомобиля приводятся в движение, а задние колеса отключаются. При включении полного привода механизм передает крутящий момент на все четыре колеса автомобиля. Дифференциалов тут нет. Эта система позволяет существенно сэкономить топливо и продлить рабочий век шин, так как полный привод используется только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Такая система сегодня ставится практически на все современные кроссоверы.

Расскажите в комментариях, знали ли вы о таком разнообразии систем? Какая больше всех интересна? Спасибо, что дочитали!