В этой статье решил рассказать о некоторых проблемах при использовании гусениц, о которых не думал при покупке и про те, что возникали за 3 года использования гусениц "Крутец" на мотоблоках Кайман и АГАТ. Применялись гусеницы круглогодично (но не постоянно). В конце весны/летом - для пересадки (перемещения) особо тяжёлых деревьев,
осенью - для вспашки, зимой/в начале весны - для уборки/вывоза снега и "покатушек" с собаками, а однажды и для вытаскивания квадрика из снежного плена...
1. Первая проблема - "переобуть" мотоблок с колёс на гуски довольно трудозатратное мероприятие в одиночку из-за веса гусеницы.
Для решения проблемы сделал таль на потолке хозблока. С её помощью поднимаю и удерживаю мотоблок в нужном положении, чтобы легче было одевать/снимать гусеницы.
2. Вторая проблема и, наверное, самая большая - приходится прикладывать довольно большое усилие при поворотах. Этому есть 2 причины: а) длина гусеницы (площадь соприкосновения с поверхностью), б) расстояние от оси поворота до сцепки мотоблока.
Причём, а) - зависит от производителя гусеницы - разная площадь соприкосновения/контакта с поверностью, б) - от производителя мотоблока: чем дальше сцепка от оси поворота, тем тяжелее будет поворачивать (как там, по-науке, правило рычага, кажись...)...
3. Ошибочное ожидание "вездеходности": на гусеницах мотоблок проедет везде и всегда, как по снегу, так и по грязи...
Это почти так, но прошлая зима наглядно продемонстрировала при каких условиях стандартная бурановская гусеница не потянет. Такая ситуация возникла при движении по засыпанному свежим снегом насту. Высота пухляка составляла 25-30 см. Видео таких заездов - тут. Мотоблок ехал, но со скоростью 1 метр в секунду и это только с ездоком, без доп.груза. Гусеницы проскальзывали и не тянули.
На мой взгляд, есть несколько вариантов решения такой проблемы:
а) Добавить вес спереди мотоблока, чтобы увеличить давление на поверхность. Использовал груз около 20-ти кг. Помогает слабо.
б) "Переобуть"/переставить гусеницы местами, т.к. рисунок протектора гусеницы будет лучше цеплять. Не пробовал такой вариант, т.к. довольно трудо- и время-затратный.
в) Использовать другую гусеницу с более "агрессивным" рисунком и высокими грунтозацепами типа Полярник, как на фото выше (Полярник слева). Подумываю о том, чтобы купить Полярник и самостоятельно разрезать пополам...
г) Шиповать гусеницу. Этого точно делать не буду, т.к. по льду ездить не планирую, да и нет опыта шипования... Вероятность всё испортить слишком велика...:(
д) Просто не использовать мотоблок, пока не изменится погода, если, это, конечно, приемлимо...
Нужно добавить, что после потепления, нескольких дождей (и завершения периода обкатки АГАТа), когда снег стал мокрым, у меня небыло вообще никаких проблем при движении по глубокому снегу - видео тут. Мотоблок летел как птица! что с грузом, что без! Гуски цеплялись за мокрый снег просто идеально!
4. Поломки: а) Несколько раз слетала гусеница при резких манёврах по пахоте, б) один раз отлетел каток.
Во всех случаях виноват был сам, что не предвидел такой исход событий. Ролик визуально "сползал" к краю гусеницы, я это видел, но не придал значения, пока при очередном повороте он не слетел и не заклинил ведомую звёздочку. В результате вся конструкция стала вращаться как колесо! Хорошо, что не срезало крепёжный палец... Ролик слетел из-за разрушения или потери стопорного кольца. Купил новое и установил ролик на место примерно за час.
Ещё пара моментов: на этом видео видно, что на Каймане гусеницы закрепил ещё и амортизаторами сзади, чтобы мотоблок превратился в мотособаку. На АГАТе я отказался от такого дополнительного крепления. Т.е. гусеница закреплена только на валу редуктора. Как показала практика - это менее удобно когда прицепляешь тележку или ездовой модуль, т.к. надо чем-то подпирать мотоблок, но гораздо лучше когда застреваешь в снегу. Одну гусеницу значительно проще поднять и натолкать под неё снега, чтобы выехать...
Вот как-то так...
Всем удачи!